Сенсационная находка позволяет исследователям сделать новые выводы о том, когда были написаны “Песни об умерших детях” Густава Малера.
В прошлом году коллекционер, живущий в Мюнхене, обнаружил в стопке нот рукопись, которую чуть не решил выбросить. Тот факт, что рукопись всё же не отправилась в мусорное ведро, стал удачей не только для самого коллекционера, но и для всего музыкального мир: манускрипт оказался написан рукой Густава Малера.
Сотрудник Университета в Майнце Бертольд Овер опубликовал статью о находке в журнале “Archiv Musikwissenschaft”. В ней он рассказал, что исследование почерка и анализ бумаги позволяют утверждать, что найденная рукопись является автографом первой из пяти “Песен об умерших детях”, озаглавленной “Nun will die Sonn’ so hell aufgeh’n” (“В лучах веселых тает мгла”).
Первая, третья и четвертая песни из цикла “Песни об умерших детях” на стихотворения Фридриха Рюккерта были написаны Малером в 1901 году (он играл их для своего друга Натали Бауэр-Лехнер 10 августа). Затем последовал длительный перерыв и остальные песни были написаны летом 1904 г.
О том, почему композитору понадобилось несколько лет на завершение небольшого сочинения, сведений нет. Возможно, просто не было времени: крайне насыщенная дирижерская деятельность не оставляла ни одного свободного часа, а летние каникулы отдавались созданию симфоний. В 1902 году была закончена Пятая симфония, два лета — 1903-го и 1904-го — были отданы Шестой, «Трагической». Быть может, именно окончание «Трагической» симфонии и обусловило новое обращение к рюккертовским стихам.
Иногда создание этого цикла связывается со смертью одной из дочерей композитора, но это предположение не имеет под собой оснований: старшая дочь, Путци, умерла пяти лет, в 1907 году, в 1904-м была совершенно здорова, а в период начала работы над “Песнями об умерших детях” Малер еще даже не был женат.
Существует предположение, что на выбор темы повлияли детские (да и более поздние) переживания композитора: он был вторым ребенком в семье, где родились 12 детей, но пять братьев умерли в младенчестве, еще один, любимый Эрнст — в 13 лет.
Рукописи четырех песен цикла сохранились, а вот оригинал пятой (то есть первой песни цикла) считался утерянным до сегодняшнего дня.
В интервью Deutche Welle Бертольд Овер сказал, что
“теперь можно с уверенностью говорить о том, какие три песни были написаны Малером в 1901 году и какие две – в 1904. Выяснить хронологию работы этого композитора над его произведениями не всегда легко, поскольку он не датировал свои рукописи”.
Из Вены в Мюнхен, а потом на Сотбис?
Как выяснилось, рукопись первой из “Песен об умерших детях” ранее принадлежала венской семье Конрат, у которых бывали в гостях Альма и Густав Малеры. Вероятно, отпрыски семьи Конрат позднее перевезли рукопись в Мюнхен, где она впоследствии оказалась в составе некоей частной коллекции.
Владелец коллекции, который предпочитает сохранять анонимность, внезапно для себя получил больше, чем важный для истории музыки документ.
Тот же Бертольд Овер поясняет, что
“если вы обратите внимание на другие рукописи, которые были проданы с аукциона или сменили владельца другим способом, то поймете, что в случае с оригинальной рукописью Малера речь может идти о цифре с пятью нулями”.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам Deutche Welle