В четверг, 19 ноября 2015, Центральный суд Новосибирска назначил дату рассмотрения иска бывшего руководителя музыкально-литературного отдела областной филармонии Александра Сперанского, за неделю до этого уволенного со своей должности.
Заслуженный работник культуры России, награжденный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, полагает, что концертная организация грубо нарушила процедуру его увольнения.
Александр Сперанский стал уже четвертым «пострадавшим» художественным руководителем новосибирской филармонии после того, как ее руководителем стала Татьяна Людмилина. Все это происходит на фоне нарастающей волны судебных исков к филармонии со стороны ее творческих работников.
«Наверное, стоило проработать в филармонии 53 года, чтобы получить самую низкую оценку свой деятельности от начальника отдела кадров, который наверняка не компетентен в просветительской работе,
– посетовал в разговоре Александр Сперанский, рассказывая о том, как проходил аттестацию в мае нынешнего года.
Это даже не смешно, когда самые низкие баллы тебе выставляет не только директор филармонии, но и его заместитель по концертной работе, с которым проработал четверть века».
Аттестацию Александр Сперанский прошел, но это не спасло его от увольнения. 11 сентября он получил уведомление об увольнении в связи с сокращением штатов, а 12 ноября получил на руки трудовую книжку и расчет.
«Мне даже несколько стыдно за то, что случилось на аттестации. Оказалось, что другие члены аттестационной комиссии, которые не были информированы о званиях и регалиях, могут оценить тебя гораздо выше»,
– отметил Александр Сперанский. Александр Сперанский устроился на работу в Новосибирскую областную филармонию 15 октября 1962 года. За это время он успел поработать в симфоническом оркестре под управлением Арнольда Каца, в составе которого, в частности, участвовал в гастролях прославленного коллектива в Италии.
В 1976 году он перешел на работу в музыкально–литературный отдел концертной организации, впоследствии став его художественным руководителем. Александр Сперанский удостоен звания «Заслуженный работник культуры России», а в прошлом году губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий вручил ему медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
«Я не уполномочен раскрывать сущность претензий, с которым Александр Феодосьевич обратился в суд, который уже назначил на 22 декабря предварительные слушания. Но могу вас уверить, что на руках у нас имеются весьма серьезные, нотариально заверенные документальные свидетельства».
– сообщил Ярослав Малянов, заместитель директора по правовым вопросам группы компаний «СибМА», чьи сотрудники в суде представляли Александра Сперанского.
Александр Сперанский также отказался сообщать содержание иска к Новосибирской филармонии, но отметил, что с недовольством директора Татьяны Людмилиной столкнулся сразу после ее назначения директором. По его словам, первым звоночком прозвучали претензии по поводу цитирования произведений Григория Бакланова и Михаила Шолохова в лекциях для школьников, проводимых накануне 69-й годовщины Победы.
«Дурным анекдотом стала история, когда наш отдел стали упрекать в использовании произведений композитора Сергея Баневича. Странно было слышать от директора филармонии вопрос: что это за композитор Баневич? Тем более, что известно, что в Новосибирском театре оперы и балета идет спектакль «Кай и Герда» на музыку питерского композитора, а супруг Татьяны Людмилиной, известный дирижер Алексей Людмилин неоднократно исполнял произведения этого автора»,
– отметил Александр Сперанский.
Однако главным пунктом против Александра Сперанского, которому, по его словам, только в нынешнем году не менее четырех раз предлагали уволиться, стало обвинение в том, что возглавляемый им отдел не использует интерактивные методы музыкального просвещения.
«Мое несчастье оказалось в том, что, сыграв в свое время неинтерактивно все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, я оказался отсталым человеком и не заразился новыми веяниями. Хотя мы всего лишь прислушиваемся к мнениям педагогов, которые настаивают, чтобы дети на наших лекциях слушали музыку в ее естественном звучании»,
– посетовал Александр Сперанский. Показательно, что Александр Сперанский стал уже четвертым художественным руководителем подразделения концертной организации, «пострадавшим» после назначения Татьяны Людмилиной директором филармонии. Первой была уволена начальник отдела областных гастролей Лола Азимова. 21 августа с должности художественного руководителя отдела детско-юношеских программ был уволен его создатель – Владимир Калужский.
История с руководителем всемирно известного ансамбля ранней музыки Insula Magica Аркадием Бурхановым вообще в течение несколько последних месяцев превратилась в сюжет, напоминающий смесь триллера с мыльной оперой. Он не только смог в суде обжаловать два взыскания, которые вынесла директор Татьяна Людмилина, но и компенсировать судебные издержки, а также добиться моральной компенсации со стороны концертной организации.
«После истории с судебными разбирательствами по искам с Аркадием Бурхановым мы уже обращались в министерство культуры Новосибирской области, где нам сообщили, что директору филармонии в обязательном порядке будет вынесено дисциплинарное взыскание. Теперь после того, как иск подал Александр Сперанский, которому даже при увольнении не додумались вручить обычную грамоту со словами благодарности за полувековую работу, ситуация усугубляется»,
– сообщил Ярослав Малянов. Можно не сомневаться, что взаимоотношение Татьяны Людмилиной с творческими коллективами филармонии наверняка войдет в историю Новосибирска как одна из заметных страниц новейшей истории. Не прошло и трех месяцев с момента ее назначения директором концертной организации в январе 2014 года, как 172 сотрудника филармонии выступил с открытым письмом, в котором обвинили Татьяну Людмилину в «чудовищной некомпетентности» и в «хамском обращении».
Теперь полтора года спустя на Новосибирскую филармонию надвигается волна исков от бывших сотрудников организаций. Из материалов Центрального суда Новосибирска уже известно, что в суд на концертную организацию независимо помимо Александра Сперанского подала Наталья Терентьева, ранее работавшая ведущей концертов.
«Как налогоплательщику мне уже давно очевидно, что в филармонии явно не все в порядке в области трудовых взаимоотношений с работниками, что должно стать предметом отдельного изучения со стороны прокуратуры. Тем более, что последние поданные иски могут создать некоторые сложности не только для бюджетной концертной организации, но и для директора Татьяны Людмилиной, которая вообще-то по закону должна из собственного кармана оплачивать все судебные издержки»,
– отметил Ярослав Малянов.