Совсем недавно художественный руководитель Московского камерного хора Владимир Минин отметил 85-летие яркими выступлениями, встречами, интервью.
Настроение и у музыкантов, и у публики было праздничное. Но мало кто из поклонников догадывался, что знаменитый коллектив уже много лет решает не только творческие проблемы.
Репетиции идут полным ходом. Карл Дженкинс доверил хору Владимира Минина российскую премьеру своего сочинения «Месса мира». Название для участников коллектива имеет еще один смысл. Хор давно борется за свое здание. Один из лучших коллективов России много лет репетирует – в неприспособленном для хорового пения балетном зале.
«Для нас высота потолка имеет принципиальное значение. Звук должен распространяться. А ему некуда деваться. Это все равно, что пианисту вместо клавиатуры предложить нарисованную клавиатуру»,
– поясняет Владимир Минин.
История с помещением – настоящая драма. Владимир Минин недавно отметил 85-летие, его коллективу – 42. Все это время – без собственной площадки. 12 лет назад хору передали старинный особняк на улице Новая Басманная. Но скорого новоселья не получилось. Переселение прежних «квартирантов» заняло четыре с половиной года. Затем почти пять лет готовился проект. И вот ремонт, наконец, начался. Но по закону выбрать подрядчика нельзя. Тендер выиграл тот, кто выиграл. Качество работ хор не устраивает.
Мечтали 40-летний юбилей встретить здесь. Куплены музыкальные инструменты, оборудование. Но сроки – сорваны. Здесь уже могли бы проходить не только репетиции – мастер-классы, курсы повышения квалификации, камерные концерты. Могли бы. Изысканное здание, памятник архитектуры, бывший особняк Веры холодной, переживший революцию и две войны, после ремонта выглядит – вот так.
«Старинные здесь были такие бронзовые достаточно солидные ручки. И были двери другие. То, что сделано, вы сами видите – это к старине не имеет ни малейшего отношения. Помимо того, что ручек просто нет»,
– рассказывает Владимир Минин.
Очередное заседание суда. Хор хочет расторгнуть контракт. Строители требуют оплатить работу. Адвокат подрядной организации против съемки в зале суда, от комментариев отказывается.
На сегодня ситуация такая: контракт расторгнут, так как истек его срок. Но вот что это означает для хора на практике?
«Может быть, в какой-либо другой ситуации это удовлетворило стороны, но не в нашей. Я полагаю, что ни одну и не вторую. Почему. Потому что если мы говорим, что контракт расторгнут с истечением сроков, то получается, что работы выполнены? Но мы с этим не согласны и, собственно говоря, мы это обжалуем»,
– говорит адвокат Московского Государственного Академического камерного хора Алексей Тишура.
Завершилось очередное заседание суда. Уже сейчас ясно – оно не будет последним. У обеих сторон есть возможность обжаловать это решение – по поводу расторжения контракта. Параллельно идет еще одно разбирательство – о финансовой стороне вопроса. Суд идет. Когда хор сможет переехать на новое место – неизвестно.
Это для меломанов хор Минина – один из выдающихся мировых коллективов. С правовой точки зрения хор – хозяйствующий субъект. Для коллектива – время, потерянное для творчества. По букве закона – процесс делопроизводства. Профильное ведомство – комитет по культуре Москвы – в дела суда вмешаться не может.
«Здесь учреждение, как самостоятельный хозяйствующий субъект выступает, как полностью ответственный за те контракты, которые были заключены именно с учреждением. На сегодняшний момент у нас предусмотрены все финансовые ресурсы, чтобы все работы были завершены»,
– поясняет начальник Управления по работе с творческими организациями Департамента культуры города Москвы Наталья Дрожникова.
Но до этого будут новые судебные инстанции, экспертиза, новый конкурс. Долгая песня для хора Минина давно превратилась в эпос о поисках правды, о надежде на эффективность закона, о простом желании – обрести, наконец, свой дом.