Сегодня театр Метрополитен-опера объявил о том, что дирижер Джеймс Ливайн, являвшийся музыкальным руководителем этого театра с 1976 года, покинет свой пост в конце текущего сезона из-за проблем со здоровьем.
В следующем сезоне маэстро Ливайн займет пост почетного музыкального руководителя театра.
Джеймс Ливайн продолжит руководить Линдермановской программой развития молодых исполнителей, а также будет дирижировать некоторыми спектаклями в театре. Однако сегодняшнее объявление подтвердило развитие у Ливайна болезни Паркинсона, которое
“делает для него все более сложным полномасштабное участие в постановках Мет”.
В последние годы Джеймс Ливайн страдал от этой болезни, а также от некоторых других, включая рак почки. Кроме того, дирижер испытывает серьезные проблемы с позвоночником, в связи с чем в сезоне 2011-12 ряд его выступлений в Метрополитен был перенесен. В сезоне 2012-13 некоторые выступления Ливайна были отменены. В текущем сезоне Ливайн отказался участвовать в новой постановке оперы Берга “Лулу”, предпочтя направить все свои силы на подготовку к постановке вагнеровского “Тангейзера”.
Театр предполагает назвать имя нового музыкального руководителя в течение ближайших месяцев. Это одна из наиболее престижных должностей в мире классической музыки и ключевая позиция в наиболее крупной музыкальной организации в Соединенных Штатах Америки.
Театр также объявил о том, что Джон Фишер, который в настоящее время является главой музыкальной администрации компании, будет повышен до уровня заместителя генерального директора театра по музыкальному администрированию. Обязанности г-на Фишера включают в себя управление штатными дирижерами Мет, пианистами-концертмейстерами и суфлерами. Он также работает с солистами оперы, а также с самим Джеймсом Ливайном и приглашенными дирижерами театра.
Джеймс Ливайн отменил свое участие в новой постановке “Кавалера роз” Штрауса, однако в театре сообщили, что он планирует руководить восстановлениями “Итальянки в Алжире” Россини, “Набукко” Верди и “Идоменея” Моцарта. В текущем сезоне он будет дирижировать оставшимися спектаклями “Симон Бокканегра”, а также пятью спектаклями восстановленного спектакля “Похищение из сераля” Моцарта в апреле.
Также он возглавит оркестр Мет на концертах в Карнеги-холле 19 и 26 мая 2016. В то же время в концерте 22 мая в этом же зале участия Джеймс Ливайн не примет.
“В истории оперы нет другого дирижера, который добился бы того же, чего Джим достиг в течение своей эпической карьеры в Мет”,
– сказал Питер Гелб, генеральный директор театра Метрополитен-опера.
“Нам повезло, что он продолжит играть активную и важную роль в жизни театра, перейдя на должность Почетного музыкального руководителя в конце этого сезона”.
“45 лет непоколебимой преданности, которую проявил маэстро Ливайн, превратили оркестр Мет в ансамбль мирового класса, которым он является сегодня”,
– сказала Джессика Филипс, кларнетистка оркестра и председатель оркестрового комитета.
“У него есть уникальная способность вдохновлять окружающих не только на достижение пределов возможностей, но и на преодоление этих пределов.
Мы с нетерпением ждем проектов, которые он осуществит в должности Почетного музыкального руководителя, которые дополнят его и без того несравненное наследие. Нести ценности, которые привил нам маэстро Ливайн в новую эру театра Метрополитен – дома, который построил Джимми – это честь”.
Первое выступление Джеймса Ливайна в Метрополитен-опере состоялось в 1971 году. Ему было 28 лет и он дирижировал оперой “Тоска” Пуччини. Меньше, чем через год он был приглашен на должность главного дирижера театра. В 1976 Джеймс Ливайн стал музыкальным руководителем театра Метрополитен.
На сегодняшний день Джеймс Ливайн провел в театре 2,551 спектакль (в среднем примерно 60 спектаклей в сезон) – в два раза больше, чем любой другой дирижер в истории этого театра.
За время руководства маэстро Ливайна репертуар театра заметно расширился – он дирижировал первыми постановками в Мет опер “Лулу” Берга, “Порги и Бесс” Гершвина, “Золушка” Россини, “Сицилийская вечерня”, “Стиффелио” и “Ломбардцы” Верди, “Доктор Фауст” Бузони, “Бенвенуто Челлини” Берлиоза и многими другими. Также он руководил мировыми премьерами таких опер, как “Призраки Версаля” Джона Корильяно и “Великий Гетсби” Джона Харбисона.
Джеймс Ливайн родился 23 июня 1943 года в в музыкальной семье. Его дед по материнской линии был кантором в синагоге; отец был скрипачом, руководителем небольшого танцевального оркестра, мать – профессиональной актрисой.
Занятия фортепиано Ливайн начал в раннем детстве, а в десятилетнем возрасте уже выступил солистом во Втором фортепианном концерте Мендельсона с Симфоническим оркестром Цинциннати (родного города Ливайна). Затем он занимался музыкой с Вальтером Левиным, первым скрипачом квартета “La Salle Quartet”.
В 1956 году Ливайн занимался фортепиано с Рудольфом Серкиным в Музыкальной школе Марльборо (Вермонт); на следующий год занятия фортепиано продолжились в Aspen Music School в Колорадо. В 1961 году молодой музыкант поступил в Джульярдскую музыкальную школу в Нью-Йорке, где проходил курс дирижирования в классе Жана Мореля (в Аспен он также посещал уроки дирижирования у Вольфганга Вакано).
В 1964 году Ливайн заканчивает обучение в Джульярде и принимает участие в проекте Балтиморского симфонического оркестра “Американские дирижёры”, где имел возможность практиковаться в дирижировании под руководством Валленштайна, Рудольфа и Клева.
1964-65 годы Ливайн провёл в качестве ученика Джорджа Сэлла в Кливендском оркестре; затем он становится там официальным дирижёром-ассистентом (1965-1970). В 1966 году молодой дирижёр организовывает Университетский оркестр при Кливлендском музыкальном институте, попутно руководя студенческим оркестром летнего института музыки Оклендского университета в Мичигане (1967-1969).
В 1970 году состоялось успешное выступление Ливайна в качестве приглашённого дирижёра с Филадельфийским оркестром в “Robin Hood Dell”; затем последовали выступления и с другими американскими оркестрами. Помимо этого, в том же году он дирижировал Национальным оркестром Уэльса и Оперой Сан-Франциско.
Главный дирижер, музыкальный руководитель, а потом и художественный директор Метрополитен-оперы (с 1976). Музыкальный директор Мюнхенского филармонического оркестра (1999—2004), Бостонского симфонического оркестра (с 2004). Дирижировал также другими крупнейшими оркестрами Европы и США. Выступал на Зальцбургском и Байройтском фестивалях.
Репертуар Ливайна-дирижера охватывает музыку от Баха до Ксенакиса. Выступает также как оперный дирижёр (Моцарт, Вагнер, Пуччини, Верди и др.).
Музыкант года в США (1984). Почётный доктор ряда университетов Америки, лауреат многих американских и европейских музыкальных премий.
ClassicalMusicNews.Ru