28 ноября 2016 в Большом зале имени Пьера Булеза Парижской филармонии состоялся концерт Российского национального оркестра. Предполагалось, что за дирижерский пульт встанет легендарный Геннадий Рождественский, а Михаил Плетнев будет солировать в Концерте для фортепиано с оркестром Александра Скрябина.
Перед концертом Геннадий Рождественский провел репетицию, однако непосредственно перед концертом слушателям объявили, что Геннадий Рождественский не сможет выйти на сцену в этот вечер по состоянию здоровья.
Помимо фортепианного концерта Скрябина в программе концерта были заявлены Первая симфония Прокофьева и Девятая симфония Шостаковича.
Симфоническую часть программы продирижировал Михаил Плетнев, а когда художественный руководитель РНО сел за рояль, дирижерскую палочку взял в руки концертмейстер оркестра Алексей Бруни.
Однако позже, из публикаций артистки РНО Ольги Чепижной на Facebook выяснилось, что в этот вечер выйти на сцену Геннадию Рождественскому помешало не состояние здоровья, а тот факт, что на билетах были указаны название оркестра и имя Михаила Плетнева, но не значилось имя самого Геннадия Рождественского.
При этом на афишах, на сайте зала имени Булеза и в программках имя Рождественского было указано.
Тем не менее, выдающийся дирижер посчитал себя оскорбленным и покинул зал, отказавшись провести концерт.
Это событие вызвало значительный резонанс в социальных сетях. Высказываются разные оценки поступку Геннадия Рождественского.
Например, российский музыкальный критик и телеведущий Артем Варгафтик в комментариях к одной из записей на Facebook на эту тему (в настоящее время недоступна) отмечает:
“… это всё, что угодно, только не “ок” – отрепетировать программу и внезапно в одностороннем порядке отказаться от своих обязательств перед – совершенно верно: оркестром, солистом, публикой и бабкодателями, с которыми был заключен (и явным образом не выполнен) контракт.
Дело даже не в том, что все это происходит под абсолютно вздорным предлогом – дело в самой недоговороспособности нашего многоуважаемого клиента 🙁
И по его нынешним заслугам наградой к следующему сезону должен (по идее был бы) стать полный и солидарный отказ сотрудничающих с ним оркестров от продолжения этого сотрудничества.
Их кстати, далеко не сотни – этих оркестров. Уже”.
Михаил Фихтенгольц, некогда музыкальный критик, программный директор Московского Пасхального фестиваля, позже – руководитель отдела перспективного планирования Большого театра, а ныне – руководитель Генделевского фестиваля в Карлсруэ (Германия), высказался ещё более нелицеприятно:
“Реплика человека, ежедневно работающего с артистами и прочими творческими личностями. В данной ситуации дирижёр Рождественский поступил как полный и безоговорочный мудак. И ни возраст, ни статус, ни талант оправданием не являются”.
В 2008 году Геннадий Рождественский похожим образом отменил концерты с Бостонским симфоническим оркестром из-за “неуважения организаторов”.
2 и 3 декабря 2016 в Большом театре пройдет три представления оперы Римского-Корсакова “Царская невеста”. Геннадий Рождественский был дирижером-постановщиком этой оперы во время её капитального возобновления в Большом театре в 2014 году.
Рождественский и далее дирижировал “Царской невестой”, а также участвовал в гастролях Большого театра в Вене и Гонконге.
Изначально на сайте театра указывалось, что Геннадий Рождественский продирижирует вечерними спектаклями 2 и 3 декабря. Утренний спектакль 3 декабря должен был дирижировать ассистент и ученик Геннадий Рождественского Дмитрий Крюков.
30 ноября сайт стал выдавать другую информацию: все три представления “Царской невесты” будет дирижировать Дмитрий Крюков. О причинах замены не сообщается.
ClassicalMusicNews.Ru