Произведения, которые создаёт Дмитрий Илугдин, поистине уникальны.
Их крайне сложно описать словами, невзирая на богатейший арсенал нашего «великого и могучего» языка. Даже просто попытаться уместить эти произведения в какой-то один определенный музыкальный стиль, как, например, «соул», «фанк» или «фьюжн» – очень не простая задача.
Нужно самому быть музыкантом, или музыкальным критиком, или, как минимум, – весьма искушенным, «продвинутым» ценителем музыки, чтобы дать определение этому уникальному, собственному стилю, находящемуся где-то на стыке классической фортепианной музыки и джаза.
Причем джаза не традиционного – американского – а утонченной комбинации направлений «New Emotional Music», «ECM» (Edition of Contemporary Music), «European Jazz», «World Jazz»…
Композиции Дмитрия Илугдина – это своего рода художественные произведения. Только вместо холста – окружающее нас воздушное пространство, а вместо красок – звуки. Подобно тому, как художник смешивает на палитре краски, получая требуемые оттенки, музыкант «смешивает» на рояле звуки : их высоту, длительность, чередование, сочетание, в конечном итоге получая на «холсте» эфемерный образ. Не визуальный – эмоциональный.
Вам когда-нибудь доводилось, услышав, например, по радио какую-то музыкальную вещицу, поделиться с кем-то из близких: «Знаешь, вот именно так сейчас звучит моё настроение»?
Или, по-другому: не случалось ли вам, пребывая, допустим, в унынии или меланхолии, и вдруг, услышав откуда-то из динамиков задорную мелодию и зажигательные аккорды, вдруг проникнуться этим задором, «зажечься» и весь день напевать или насвистывать эту мелодию, сменив уныние на улыбку?
Музыка, независимо от того к какому стилю и направлению она причислена специалистами, влияет на наше эмоциональное состояние – формирует его, или просто поддерживает.
Почему? Рискну предположить, что это нам даровано свыше. И вот моя логика рассуждений. Звуки сами собой не появляются в воздухе – их извлекает музыкант. Именно «извлекает» – не «создает». Звук, как физическое явление, уже создан, и музыкант его просто «извлекает» и «включает» посредством своего музыкального инструмента.
Почему музыкант извлекает именно те звуки, которые создают нам определенное настроение? Да просто потому, что в тот момент он так их слышит. А в ту секунду, когда, слушая музыкальное произведение, мы вдруг улыбаемся, или смахиваем навернувшуюся слезу, – извлеченные музыкантами звуки проникают в нас, и задевают те самые «струны души», которые, резонируя, и определяют наше эмоциональное состояние, настроение.
Впрочем, психологическое воздействие музыки на человека – тема для отдельного научного трактата.
Попытаемся заглянуть «за кулисы» и хоть немного понять суть творческого процесса композитора: что и как он слышит в тот момент, когда на свет появляется новое произведение, новый художественно-эмоциональный образ.
Пытается ли композитор в момент создания музыкального произведения привнести в него или передать слушателю свои собственные эмоции?
“Безусловно! Но это не всегда главное.
– говорит Дмитрий.
“В музыке для меня на первом месте – содержание, а не форма, или передача каких-то эмоций. Содержание – это в первую очередь мелодия. Вернее, мелодия для меня – это один из важнейших компонентов в музыке, который наделяет ее смыслом.
Любое, пусть самое сложное, произведение должно «пропеваться». То есть, человек должен быть способен это произведение напеть. Если нельзя напеть, – значит, в произведении главенствует форма, а не содержание. И это тоже хорошо, но сейчас, это не мой подход.
Личные эмоции в творчестве, разумеется, присутствуют, но любые жизненные метафоры в музыке – радость, любовь, или тоска – должны не всегда дословно «передаваться» композитором, а скорее – быть услышанными. Музыка – это живой процесс, который происходит «здесь и сейчас».
И действительно, – люди, обладающие даром слышать звук, мелодию, и в ту же секунду воспроизводить ее на музыкальном инструменте, творят именно «здесь и сейчас». И не важно – будь то рояль, контрабас, ударные, или вокал (да, вокал – это тоже всего лишь «музыкальный инструмент», позволяющий извлекать звук), – импровизирующий музыкант каждый раз исполняет одно и то же произведение по-разному, в зависимости от множества факторов, влияющих на эмоциональное состояние, и таким образом влияющих на то, как музыкант слышит звук в данный момент времени.
Дмитрий Илугдин занимается музыкой с раннего детства. Его родители – Григорий Львович, режиссёр-кинодокументалист, и Наталья Васильевна, литературный редактор, пианист по первому образованию – подметив, что их четырехлетнее чадо во время прослушивания Баха и Вивальди самозабвенно аккомпанирует классикам на пионерском барабане (сей раритет в квартире Илугдиных соседствовал с маминым пианино), оставили всякие сомнения относительно «линии жизни» маленького Димы, и определили его в музыкальную школу.
Это была Детская музыкальная школа имени Ю. А. Шапорина на Садово-Сухаревской – уникальное учебное заведение, ведущее свою историю с 1935 года. Юного «барабанщика» зачислили в класс фортепиано к замечательному педагогу Игорю Константиновичу Шведову. Этим и определилось дальнейшее фортепианное будущее Дмитрия.
После музыкальной школы, начинающий пианист продолжил обучение сперва в Музыкальном Училище имени Гнесиных, а затем – в Академии Музыки имени Гнесиных.
В 1998 году, студента гнесинской Академии Дмитрия Илугдина рекомендуют Алексею Козлову, который в то время решает собрать новый состав ансамбля «Арсенал». Партнерство с легендарным саксофонистом продолжается более 10 лет.
В составе «Арсенала», Дмитрий становится лауреатом российских и международных джазовых фестивалей, выступает на престижных мировых площадках, принимает участие в записях альбомов ансамбля «Арсенал».
Помимо исполнительской практики, Дмитрий начинает писать музыку для кино и телевидения. Он — автор музыки ко многим телевизионным программам и передачам, многосерийным телевизионным фильмам.
В 2008—2009 годах Дмитрий Илугдин вместе со своим коллегой по «Арсеналу» — бас-гитаристом Евгением Шариковым — выпускает два альбома «Vision Of Sound». Проект «Vision Of Sound» становится самостоятельным ансамблем, куда Дмитрий и Евгений приглашают великолепных молодых музыкантов — Петра Ившина (ударные инструменты), Николая Винцкевича (саксофоны), Анну Королеву (альт-саксофон, вокал) и других ярких представителей современной инструментальной музыки.
Начиная с 2011-го года, стилистические предпочтения Дмитрия, как музыканта, смещаются к более камерной, акустической, фортепианной эстетике, и в апреле 2011-го Илугдин впервые выносит на суд публики свой новый авторский материал, получивший название «Никитский бульвар».
Этот проект вызывал массу положительных отзывов как среди музыкальных экспертов , так и среди просто любителей музыки. Весной 2012 года, при поддержке Фонда «ArtBeat», был выпущен одноименный альбом – «Никитский Бульвар», записанный в формате трио: Дмитрий Илугдин (рояль), Алексей Заволокин (бас-гитара) и Петр Ившин (ударные).
В настоящее время трио Дмитрия Илугдина – самостоятельный концертирующий коллектив. Помимо выступлений в ведущих джазовых клубах, запланировано участие в крупнейших российских джазовых фестивалях, готовится к записи новый альбом, в котором Дмитрий и его партнеры по трио продолжают экспериментировать с более актуальными и более сложными музыкальными формами, размерами и гармонией.
Я попросил Дмитрия представить своих «коллег по цеху».
– Начну с Петра Ившина. Петя – это мой единомышленник уже очень много лет. Мы с ним делали и фьюжн-проект «Vision of Sound», и работали в массе коммерческих проектов вместе, и продолжаем работать. Петр Ившин – не только мой музыкальный партнер, но и близкий друг.
Петя – не просто барабанщик, он – именно музыкант. Это человек, который помогает мне реализовывать мою музыку. Он – в хорошем смысле слова – очень преданный музыкант. «Музыкальный друг», я бы сказал. Какую бы идею я ни привнёс, в какой бы музыкальный стиль меня не затянуло, – Петя всегда меня очень поддерживает и очень помогает в плане воплощения моих идей.
– А бывают ли иногда такие моменты, когда Петр с тобой в чём-то не согласен, у вас возникает какая-то творческая дискуссия, и ты, на основе его мнения, что-то меняешь в своём произведении?
– Да, такое случается. Петя – человек очень высокого музыкального вкуса, и плюс к тому – у него колоссальный опыт! Я всегда прислушиваюсь к Петиному мнению, потому что, бывает, ты «варишься в своём котле», в таком мыслительном, творческом, и можешь какие-то моменты не очень объективно воспринимать.
И когда твои вещи слушают коллеги своими «музыкальными ушами», то порой возникают неожиданные для меня предложения. Я очень внимательно отношусь ко всему, что говорит Петя.
– Насколько я помню, Петр, кроме барабанов, играет еще на каких-то музыкальных инструментах?
– Петр имеет прекрасное музыкальное образование, играет на фортепиано. А поскольку он еще и пишет свою музыку, – пишет её за роялем. С момента основания трио в 2012 году я другого барабанщика на его месте я просто себе не представляю.
– А вот в басовой секции в твоем трио недавно произошла замена. Чем она вызвана?
– Да, действительно, первую пластинку [«Никитский Бульвар»] я записал с замечательным бас-гитаристом Алексеем Заволокиным. А в нынешнем составе я работаю с контрабасистом, Виктором Шестаком.
Леша Заволокин – гениальный музыкант, с которым у меня было абсолютное взаимопонимание и просто такой «музыкальный союз». Дело в том, что мне очень хотелось именно контрабасовое звучание, поэтому я и решился на такую замену.
Я вообще очень тяготею именно к акустическому звуку. Конечно, это в первую очередь – акустический рояль, никаких электронных клавиш, это – абсолютно специфическая манера игры на барабанах – то, что Петя использует мастерски, – и, конечно, это – контрабас.
С Виктором мы играем не так давно, по музыкальным меркам, – два или три года. И вот, кстати говоря, – и это очень нетипичный случай – знакомству с Витей я обязан человеку из совсем другой музыкальной среды.
Нас познакомила совместная работа с прекрасной певицей Варварой Визбор. Собственно, меня с Витей познакомила Варя. Она пригласила нас всех троих в свой коллектив, и получилось так, что теперь весь состав «Дмитрий Илугдин Трио» работает вместе с Варварой. А тогда, при знакомстве, я Витю моментально заприметил, и понял, что его надо приглашать в свой проект.
Виктор – это человек очень высокой музыкальной культуры и колоссальной музыкальной открытости. Контрабас – инструмент достаточно специфический. Джазовый контрабасист, как правило, – человек, достаточно консервативно мыслящий. А Витя, несмотря на то, что он в-основном исполняет традиционный джаз (в московских коллективах, с кем он сотрудничает), – он абсолютно открыт музыкально к разным экспериментам и музыкальным направлениям, и мне это тоже очень помогает.
Виктор сразу стал для меня таким «музыкальным единомышленником», моей «музыкальной подмогой».
– Возвращаясь к вопросу о дискуссиях, разных точках зрения на какие-то творческие моменты, – ты также прислушиваешься к рекомендациям Виктора в своём творчестве, как и к мнению Петра?
– Конечно. Мы втроём обсуждаем все музыкальные вопросы. Меня как-то Козлов еще научил, он мне такую метафору привел, что я, говорит, – создаю «бассейн», а «воду» туда мы наливаем вместе. Моя задача как бы организовать этот «бассейн», чтобы мы вместе его наполняли. И вся эта «жидкость» и есть – наша музыка.
– 12 июля в Клубе Алексея Козлова состоится концерт «Дмитрий Илугдин Трио». Поделись, пожалуйста, чего ожидать публике? В программе выступления – произведения, вошедшие в альбом «Никитский Бульвар», или это будет своего рода презентация нового альбома?
– Я сейчас играю только материал нового диска. Обычно, до выпуска диска не принято исполнять новый материал, но я отказался от исполнения произведений, которые записаны в первом альбоме, и сейчас принципиально играю только новую музыку.
Это будет не презентация нового альбома – когда будет альбом, тогда будет и презентация – это будет просто знакомство с новыми композициями, стилистика которых заметно отличается от «Никитского Бульвара».
***
Концерты трио Дмитрия Илугдина – явления такие же «эфемерные», как и эмоциональные образы, которые Дмитрий и его партнеры рисуют на том самом «холсте». Они, к сожалению, не часты – музыканты заняты в различных проектах, и собраться втроем им не всегда просто.
И нужно основательно прошерстить интернет, чтобы обнаружить в расписаниях клубов или сводной афише на jazz.ru анонс выступления этого уникального коллектива. Коллектива художников звука, музыкальных единомышленников, дружно наполняющих свой «бассейн» не просто «водой» – живительным эликсиром, бальзамом, врачующим наши души, и делающим нас чуточку добрее…
Владимир Радебергер