Забытый концерт для виолончели итало-американского композитора и пианиста Марио Кастельнуово-Тедеско будет возвращен к жизни и представлен публике сразу в двух вариантах.
В последний раз произведение исполнялось в 1935 году Григорием Пятигорским в сопровождении оркестра под руководством Артуро Тосканини.
На сей раз за него берутся концертмейстер виолончелей Хьюстонского симфонического оркестра Бринтон Аверил Смит (его диск выйдет на фирме «Наксос») и британец Рафаэль Уолфиш (запись которого будет выпущена немецким лейблом CPO).
Бринтон Аверил Смит рассказывает:
“Марио Кастельнуово-Тедеско родился во Флоренции в 1895 году в семье, которая жила в Италии в течение многих поколений. Его композиторская карьера началась с консерваторского обучения в Италии, а к 1920-м годам его заметили в Европе.
В 1932 году Марио познакомился с гитаристом Андресом Сеговией, который вдохновил его на, возможно, самую известную его работу – Концерт № 1 для гитары с оркестром. Во многом благодаря влиянию Сеговии Кастельнуово-Тедеско написал более 100 произведений для гитары, которые сегодня составляют важную и самую популярную часть гитарного репертуара. В то же время Марио наладил дружеские отношения с другими известными музыкантами, включая Тосканини, Хейфеца и Пятигорского.
С появлением Муссолини и расовых законов, Марио, при поддержке Тосканини, иммигрировал в Америку в 1939 году. Там Хейфец заключил с ним контракт в MGM на создание музыки к фильмам.
До самой смерти в 1968 году Кастельнуово плодотворно работал, создавая музыку к сотням фильмов (многие из которых не были выпущены в прокат), одновременно сочиняя большое количество классических сочинений, в том числе и свой второй скрипичный концерт, который был написан по заказу Хейфеца.
Хотя Кастельнуово был не так знаменит, как некоторые другие студийные композиторы, его выдающееся наследие в Голливуде воспитало целую плеяду композиторов – среди его преемников были Генри Манчини, Нельсон Риддл, Андре Превин, Джерри Голдсмит и Джон Уильямс.
Кастельнуово-Тедеско познакомился с Григорием Пятигорским во Флоренции в 1932 году. В своей автобиографии Кастельнуово-Тедеско рассказывает, что Пятигорский сказал ему:
«Марио, многие виолончелисты играют ваши произведения так же хорошо, как и я, но никто их так не любит. Напишите концерт для меня!»
И Марио послушался.
Пятигорский получил ноты весной 1933 года, прямо перед тем, как сел на межконтинентальный лайнер “Рекс”, направлявшийся в Италию. Его попутчиком оказался Артуро Тосканини, и когда Пятигорский упомянул о виолончельном концерте Тедеско, Тосканини немедленно потребовал партитуру и исчез на целый вечер.
Он вернулся на следующее утро всё с теми же нотами в руках, но теперь полный энтузиазма: дебют концерта для виолончели с оркестром Тедеско с Нью-Йоркским филармоническим оркестром был уже запланирован.
Премьера состоялась 31 января 1935 года. Пятигорский рассказывал, что перед концертом он и Тосканини готовились к выходу в артистической Карнеги-холла, и когда Пятигорский разыгрывался, Тосканини ходил и бормотал себе под нос. Вдруг он остановился и воскликнул:
«Ты никуда не годишься, и я никуда гожусь!»,
– и снова начал ходить. Пятигорский ответил:
«Мы не годимся, но другие еще хуже… Давай, Каро, пойдем!»
Отзывы о премьере были неоднозначными, некоторые хвалили мелодичность концерта, в то время как другие, например, Олин Даунс, отвергли его как «музыку второго порядка».
Позже Пятигорский выступал с концертом в Европе, где мнения критиков опять разделились – были и хвалебные отзывы, и осуждение за «старомодный» характер музыки в эпоху восходящего модернизма.
Пятигорский принимал активное участие в создании нового репертуара для виолончели, но, в отличие от Хейфеца, он редко прикладывал усилия для продвижения произведений после премьеры, быстро переходя к новым проектам.
Кастельнуово-Тедеско настаивал на том, чтобы только Пятигорский обладал исполнительскими правами, но поскольку его Концерт не был записан, а партитура была доступна только на правах аренды, музыка быстро впала в небытие.
Я впервые прочитал об этом концерте Кастельнуово-Тедеско в автобиографии Пятигорского «Виолончелист» когда учился в Джульярде. Осенью 2015 года я связался с агентством по аренде нот и получил черновик партитуры.
Единственный способ узнать, как это звучало – сыграть самому в сопровождении фортепиано. Это был новый опыт для меня: незнакомая музыка, никаких авторских указаний темпов, никакой возможности спросить композитора – только музыкальная интуиция.
Я предложил сыграть Концерт для виолончели с оркестром Кастельнуово-Тедеско в наших абонементных концертах в апреле 2017 года. Художественный администратор Хьюстонского симфонического оркестра Aurelie Desmarais был или добрым или, может быть, несколько глупым, что не сразу повесил трубку, выслушал меня и присоединился к моему энтузиазму.
Через 80 лет у Концерта появилась возможность прозвучать в исполнении профессионального оркестра! Однако, как однажды заметил Фриц Крейслер, «нельзя выступать без обыгрывания», поэтому мы с женой много раз играли это произведение в переложении для виолончели и фортепиано. Кастельнуово, к сожалению, не записал некоторые фрагменты, которые на сегодняшний день утеряны (в партитуре написана мелодия одновременно на четырех строчках).
Вот собственные слова Кастельнуово-Тедеско о концерте:
«… первая часть вполне обычная по форме с характером причудливого монолога, в несколько библейских тонах…
…вторая часть, которая в большинстве случаев для виолончельного концерта была бы лирическим Adagio, стала Allegretto gentile. Я считаю себя первым, кто изобрел этот «эпитет», эта музыка действительно обладает необычной грацией и мягкостью. Также во второй части есть короткая, но любопытная каденция, сопровождаемая челестой и литаврами …
…последняя часть – стремительная и яркая, романтичная. Она особенна тем, что начинается (вопреки традиции) масштабной каденцией для виолончели, которая кратко излагает тематический материал оркестрового вступления».
Когда мы готовились к апрельским концертам, я спросил Клауса Хейманна (глава записывающей компании Naxos), не интересуется ли он виолончельным концертом Кастельнуово-Тедеско. Я знаю, что у них самая большая коллекция записей Кастельнуово и что Клаус фанат его музыки.
По результатам переговоров мы договорились сделать “живую” запись с концерта в апреле. Однако, в отличие от большинства записей, у нас не будет патч-сессии, чтобы сделать дописки и исправления. Наш успех будет напрямую зависеть от того, как мы сыграем… Надеюсь, никто не будет кашлять!
Поскольку оригинальные работы Кастельнуово-Тедеско для виолончели и фортепиано уже были записаны несколько раз, мы решили, что оставшаяся часть компакт-диска будет состоять в основном из редких и незаписанных транскрипций.
На диск войдут переложение двух пьес из фортепианной сюиты Равеля «Отражения»: «Alborada del gracioso» и «La vallee des cloches» («Альборада» и «Долина звонов»), а также транскрипция Серенады из «Дон Жуана» и «Две арии Керубино» (которые были изначально написаны для скрипки).
Аранжировки Россини достаточно хорошо известны виолончелистам и скрипачам. Марио Кастельнуово-Тедеско первоначально написал свою версию “Фигаро” для виолончели, но Пятигорский не одобрил, что это ни полностью оригинальная музыка, ни чистая транскрипция. Тогда Хейфец попросил сделать скрипичную версию.
Марио сделал более виртуозный вариант для скрипки, которую Хейфец играл с большим успехом. Видя этот успех, Пятигорский тоже включил в свой репертуар виолончельную версию. Этот вариант до сих пор исполняется.
Однако версия, которую я хотел записать, является переделанной и усложненной скрипичной («de-rangement»).
Наконец, оригинальное произведение «Sea Murmurs» в транскрипции Хейфеца завершит CD, который выйдет в начале 2018 года. «Sea Murmurs» был единственным выходом на бис Хейфеца в его последнем публичном выступлении. Это последние ноты, которые он сыграл на профессиональной сцене, что, как мне кажется, свидетельствует о высоком отношении Хейфеца к Кастельнуово-Тедеско.
Общение с музыкой Марио Кастельнуово-Тедеско, исполнение его виолончельного концерта – один из наиболее значимых событий в моей карьере”.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам theviolinchannel.com