15 марта 2018 в Берлинской филармонии состоялся концерт, приуроченный к 90-летию Мстислава Ростроповича. В концерте выступил оркестр Berliner Camerata под управлением дирижера Владимира Сагайдо. Соло на виолончели исполнял Арсений Чубачин.
В концерте должна была состояться премьера нового произведения российского композитора Никиты Сухих – Второй симфонии, посвященной памяти Мстислава Ростроповича.
Однако, как следует из публикации Сухих на Facebook, в силу недостаточного количества репетиций оркестр Berliner Camerata оказался не готов к исполнению его музыки, поэтому в концерте прозвучали лишь 13 минут из 45-минутной симфонии.
Кроме того, дирижер Владимир Сагайдо, оказавшись не удовлетворенным качеством игры оркестра, дирижировать симфонией отказался. Был приглашен другой маэстро.
На момент публикации руководитель и концертмейстер оркестра, скрипачка Ольга Пак, не ответила на просьбу прокомментировать это происшествие.
Ниже приводим публикацию Никиты Сухих на Facebook.
“Премьера состоялась! Говорят, публике понравилось. К сожалению, я был не в состоянии присутствовать на концерте… Потому что то, что я увидел на репетициях, внушило мне мысль о шаткости душевного здоровья руководства оркестра…
Итак, от поэзии к прозе жизни. На первой репетиции не было 8 струнников из 24. На второй репетиции (она же последняя и генеральная!) музыканты приходили и уходили. Читали симфонию с листа, но при этом мило (и немножко виновато) улыбались. Одна девушка пришла в самом конце и стала одна смотреть партию симфонии. Она, кажется, родом из Кореи и едва понимает, что ей говорят.
То, что я написал в предыдущем посте, правда – музыканты действительно прониклись (насколько это возможно) музыкой и извинялись за неподобающий уровень исполнения, ссылаясь на обычную в последние 10-15 лет практику репетиций: оркестр собирается чуть не в последний момент, больше двух репетиций никто не дает. Ну, дареному коню, как говорится, в зубы не смотрят)
На акустической репетиции в большом зале Берлинской филармонии читка с листа продолжалась, как продолжалась постепенная явка музыкантов, впервые (или второй раз) видевших ноты симфонии. Из 24 музыкантов четыре-пять действительно могли что-то сыграть. За это им низкий поклон.
Директор оркестра, не переставая улыбаться, заверял меня, что это обычная ситуация и что на концерте все соберутся, еще поучат партии (!) и будет все хорошо. После чего я откланялся и ушел в отель. Приглашенный дирижер (который, к моему изумлению, на первой репетиции пел мою симфонию почти наизусть, пытаясь помочь несчастным музыкантам хоть как-то прочитать нотный текст, и вообще сделал все возможное, чтобы спасти тонущий корабль) тоже сказал, что не будет участвовать в этом фарсе. Позвали другого дирижера, ассистента Баренбойма в Немецкой Опере.
Как мне рассказали очевидцы, исполняли только первые 13 минут 45-минутной симфонии. Остальное не рискнули выносить. (Репутация оркестра все-таки…) Говорят, музыка очень понравилась (трудно в это поверить, учитывая продемонстрированный на репетициях уровень исполнения).
В заключение могу сказать, что, несмотря на всю эту невероятную сюрреалистическую трагикомедию, имевшую место в одном из лучших залов мира (!), душа моя спокойна. “Делай что должно – и будь что будет”. Как сказал мне [в утешение] один замечательный музыкант, “Ничего, Никита, большинство премьер выдающихся произведений были неудачны”. Ничего, прорвемся, жизнь продолжается!!))))))) Все образуется, как говорили герои Толстого!”
ClassicalMusicNews.Ru