Презентация фильма о V Международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, прошедшем с 25 июня по 8 июля 2014 года в Екатеринбурге, состоялась 3 ноября в музее-квартире А. Б. Гольденвейзера, являющегося филиалом Центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
Презентация прошла в рамках «Ночи искусств».
Ей предшествовал концерт лауреатов последнего, пятого по счету конкурса. Ответственный секретарь жюри Юрий Данилин кратко рассказал о гастролях группы лауреатов V конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко в четырех городах Франции: Нанси, Лионе, Страсбурге и Париже, где лауреаты каждого конкурса выступают в зале имени великого педагога пианистки Альфреда Корто – на одной из самых престижных концертных площадок французской столицы.
Он отметил, что это были самые успешные гастроли лауреатов конкурса за все пять поездок – во всех городах концерты прошли с аншлагами.
В музее Гольденвейзера выступили пять лауреатов последнего конкурса. Наталья Осинцева (третья премия юношеского конкурса, Академический музыкальный колледж при Московской консерватории, педагог Ольга Мечетина) исполнила Балладу № 1 Шопена. Лауреат третьей премии основного конкурса Алексей Чуфаровский (ЦМШ, педагог – Кира Шашкина) исполнил два этюда-картины c-moll и fis-moll op. 39 №№ 1 и 3 Сергея Рахманинова.
Лауреат первой премии юношеского конкурса Владимир Петров (ЦМШ, профессор Валерий Пясецкий) исполнил Adagio из балета Петра Чайковского «Щелкунчик» в транскрипции для фортепиано М. Плетнёва. Лауреат второй премии основного конкурса Алексей Вакер (РАМ им. Гнесиных, профессор Тамара Русанова) сыграл две прелюдии Сергея Рахманинова – cis-moll op. 32 №12 и с-moll ор.23 № 7.
В заключение концерта лауреат первой премии основного конкурса, бесспорный фаворит V конкурса Николай Медведев (РАМ им. Гнесиных, ассистент профессора Татьяны Зеликман) исполнил Музыкальный момент си-бемоль минор ор.16 № 1 Сергея Рахманинова.
После выступления молодых пианистов режиссёр фильма Алексей Бурыкин в нескольких словах представил свою работу и показал её. Фильм очень точно передал атмосферу последнего, пятого по счету конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко.
Личность франко-русской пианистки Веры Лотар-Шевченко (1901 – 1982) являет собой пример несгибаемости силы духа, ее победы над плотью, единственный случай в истории музыки – возвращение к профессиональной концертной деятельности в качестве солистки-пианистка после 13 лет пребывания в сталинских лагерях и вынужденного перерыва в занятиях.
Несмотря на то, что ее руки были поражены артритом, Лотар-Шевченко вернулась на концертную эстраду и давала сольные концерты фортепианной музыки любой сложности. Она выступала в лучших концертных залах Москвы, Леенинграда. На скромном надгробном памятнике высечены её слова: «Жизнь. В которой есть Бах, благословенна!»
Председатель Попечительского совета конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко, один из величайших пианистов современности Михаил Плетнёв, сказал, что лучшим памятником ей будет Международный конкурс пианистов. В этом году Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко отметил свой первый юбилей – он состоялся в пятый раз благодаря финансовой поддержке Фонда первого президента России Б. Н. Ельцина. Три первых конкурса прошли в Новосибирске, а два последних – в Екатеринбурге.
Владимир Ойвин