Пианистка Полина Кузнецова о своем участии в Международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко.
Полина Кузнецова – о подготовке к конкурсу
Мне очень хотелось поехать на Основной конкурс, потому что я была на Юношеском в 2012-м (взяла третью премию). С того времени привлекала возможность, сыграть два концерта, и вообще — очень понравилась конкурсная атмосфера.
Пришлось долго готовить запись для предварительного прослушивания. Вначале вышло не очень удачно: были плохой инструмент и камера. (Меня снимал мой отец в калужской Детской музыкальной школе). Когда выяснилось, что не успеваем отснять второй дубль, то решила послать вариант, сделанный несколькими месяцами раньше – в Литве, на конкурсе Чюрлениса. Хорошо, что там были нужные произведения. В итоге, всё закончилось удачно: я прошла и начала готовиться.
Параллельно с подготовкой к конкурсу мне нужно было делать другую программу на летний экзамен по специальности, потому что я решила для себя, что не буду переносить его на сентябрь. Также учила два этюда Шопена № 4 из ор.10 (до диез минор) и № 5 из ор.25 (ми минор). Мой профессор Ксения Вадимовна Кнорре слышала все произведения до конкурса.
Я их «обкатала» частично на зачётах и экзаменах, частично — на классных концертах.
Полина Кузнецова – о сыгранных произведениях
Все сочинения относительно новые. Некоторые я играла в начале учебного года (Первую сонату Шумана, прелюдию и фугу Баха до диез минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»). В апреле выучила «Муки любви» и «Радость любви» Крейслера – Рахманинова. Совсем новая Си бемоль мажорная соната Моцарта и Токката–поэма Эльпера (месяц).
Из проверенных: ми бемоль минорный этюд Рахманинова и «Эстампы» Дебюсси (я их играла на концерте в Калуге и на зачёте в консерватории в прошлом году).
Третий концерт Бетховена я сдавала этой зимой на экзамене, Первый Шостаковича — прошлым летом и зимой играла с камерным оркестром в Калуге (там же исполнила 23-й концерт Моцарта, но решила поставить на конкурс Третий Бетховена, так как с оркестром мне не приходилось его раньше исполнять).
Выстроить конкурсную программу помогла мой профессор. У нас было много вариантов. Например, мне хотелось сыграть «Остров радости» Дебюсси и сонату № 8 Моцарта К.310 (ля минор), но остановились на таком варианте.
Полина Кузнецова – о впечатлениях после двух туров
Вообще оказалось полезным, собрать такую большую программу, постараться максимально хорошо сыграть все произведения в двух турах (при том, что их много). Само участие в конкурсе для меня – продвижение вперёд. Я очень рада, что не зря сдала раньше экзамены, успела подготовиться, что уже посчастливилось сыграть большинство произведений.
Для меня неожиданностью стали инструмент и акустика, когда репетировала первый тур в Детской филармонии. Глухой верхний регистр вынуждал делать большее усилие.
Возможно, из-за этого, возникали неприятности.
Когда я узнала, что прошла во второй тур, то подумала: у меня есть второй шанс показать, как могу играть. Старалась выложиться и сосредоточиться.
Как получилось? Не могу сказать, если честно. Хотелось исполнить все произведения с удовольствием. Если говорить о рояле, то в консерватории он показался мне открыто звучащим и острым.
Подготовила Анна Ефанова