Завершился второй тур в Основной группе V Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, проходящий в Екатеринбурге.
4 июля 2014 после завершения прослушивания одиннадцатого участника Второго тура жюри назвало имена шести финалистов.
Их имена в порядке жеребьевки:
- Софья Бугаян (окончила Ростовскую консерваторию),
- Роман Мартынов (Московская консерватория, класс В. Троппа),
- Алексей Чуфаровский (ЦМШ, класс К. Шашкиной),
- Николай Медведев (аспирант РАМ им. Гнесиных, класс Т. Зеликман),
- Константин Емельянов (Московская консерватория, класс А. Мдоянца) и
- Алексей Вакер (РАМ им. Гнесных, класс Т. Русановой).
Надо отдать должное конкурсантам – никто из них не только не сдал позиций, завоеванных в первом туре, но многие усилили их.
Николаю Медведеву трудно было увеличить впечатления, оставшиеся у публики после его блистательного выступления в первом туре. Во втором туре он также выступил прекрасно. Во-первых, как в первом туре, когда Медведев играл сочинения таких разных авторов как Метнер и Равель, так и во втором была экзотическая изюминка – «Ноктюрн» Панчо Владигерова.
Хороша была у него Шестая соната Прокофьева, а кульминацией программы стали «Воспоминания о «Дон Жуане», в которых виртуозность Листа была доведена до супервиртуозности Бузони, с которой Медведев справился внешне легко, как бы играючи.
Во втором туре оправдал ожидания поклонников Константин Емельянов, сумевший справиться с волнением и выступивший в полную силу своего дарования. Его программа демонстрировала успешное владение разными стилями – от Скарлатти до Мессиана.
В его выступлении можно особо отметить Три фрагмента из балета «Петрушка» Игоря Стравинского, исполненных ярко, темпераментно и при этом технически весьма успешно. Симфонические этюды Шумана (в редакции с посмертными вариациями) прозвучали у него масштабно и интересно.
Порадовал завершивший прослушивания второго тура Алексей Вакер, который свое выступление начал с великолепного исполнения двух Прелюдий и фуг из цикла Родиона Щедрина, совершив затем стилистический скачок почти на два века назад – к экспромту № 4 из ор. 90 Шуберта и оттуда к изысканной сонатине Равеля.
Прекрасно прозвучал у Алексея Рахманинов с его интереснейшими гармоническими находками – как в замечательных трех прелюдиях, так и Второй сонате. Вакер показал очень точное ощущение стиля в столь разных по характеру пьесах.
Роман Мартынов, очень грамотный пианист с великолепной школой, показался всё же менее убедительным.
Софья Бугаян во втором туре играла вполне добротно и технически со всем справлялась, но на её исполнении лежит печать некоторой школьной назидательности. Оно больше походит на учебное пособие, чем на живую музыку.
Исполнение Алексея Чуфаровского технически почти безупречно, но у пианиста всё звучит одинаково: что Рахманинов, что Губайдулина, что Шуберт. К сожалению, этот недостаток присущ многим пианистам нынешнего поколения, но у Чуфаровского он ещё отчётливее заметен. Может быть, как раз именно на фоне технического совершенства возникает жажда большей музыкальности.
К сожалению, в финал не прошли Зульфат Фахразиев и Виталий Щербаков. Если кто и обладает обширной и разнообразной колористической фортепианной палитрой, так это Фахразиев. На фортиссимо он не колотит по клавиатуре – не в ущерб динамике. Он ласкает инструмент, а не воюет с ним. В этом качестве ему нет конкурентов среди участников этого конкурса.
«Печальные птицы» и «Лодка в океане» Равеля прозвучали у Фахразиева изысканно и даже аристократично, а Скерцо си-бемоль минор Шопена – просто восхитительно.
Хорошо была выстроена по форме (что непросто для этого сочинения) Вторая соната Рахманинова. Закончил программу второго тура Фахразиев блистательно исполненным Концертным этюдом № 1 Капустина, написанном в джазовом стиле. И здесь у него нашлись совершенно особые музыкальные краски и приемы, что свидетельствует о широте исполнительского диапазона пианиста.
С иной стороны был интересен Щербаков. В обеих турах он произвел впечатление мастерством построения формы, но и рояль у него звучал превосходно и красочно. Он превосходно сдержан, при этом не сух.
Думается, что конкурс потерял от того, что Зульфат Фахразиев и Виталий Щербаков не будут выступать в финале, однако законы конкурсной борьбы неумолимы, иногда арифметика баллов довлеет над музыкальностью и дает совершенно неожиданные результаты. Это одна из негативных сторон конкурсов, как института.
Третий тур конкурса начался 5 июля в Большом зале Свердловской областной филармонии. В нем принимает участие Уральский академический филармонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр Дмитрий Лисс) под управлением Евгения Бушкова.
В конце хочется поделиться некоторыми впечатлениями от внешних признаков бытия академической музыки в Екатеринбурге. Они разительно отличаются от столичных реалий, причем положительную сторону.
Всюду по городу, по крайней мере, в его центре, расклеены афиши V Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. В центре вообще довольно много афиш, связанных с академической музыкой – ясно, что музыкальная академическая жизнь Екатеринбурга не впадает в летнюю спячку.
Филармония проводит летние фестивали. На один из них, посвященный П. И. Чайковскому, в разгар лета приедут такие востребованные пианисты как Денис Мацуев и Даниил Трифонов, скрипач Борис Белкин из Бельгии.
Также функционируют музыкальные школы, Музыкальное училище им. П. И. Чайковского, Консерватория им. М. Мусоргского. Активно рекламируют себя разные любительские коллективы.
В отличие от Москвы, где музыкальная реклама перманентно пребывает в летаргическом сне, в Екатеринбурге она заметна на каждом шагу. Быть может стоит в столице рекламу культурных событий, особенно в области классической музыки (априори не имеющей коммерческого характера) приравнять к социальной рекламе?
Владимир Ойвин