Концерт лауреатов трёх (2008, 2010 и 2014 гг.) из пяти прошедших Международных конкурсов пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко состоялся 25 марта 2014 года в Бетховенском зале Большого театра России.
Конкурс проводится в память Веры Лотар-Шевченко – французской пианистки, ученицы Альфреда Корто.
Выйдя замуж за сотрудника советского торгпредства, она в 1938 году переехала жить в СССР. Как водится, муж был арестован и расстрелян, а жена провела 13 лет в сталинских лагерях. Естественно, рояля там не было. Но у неё под матрацем лежала доска с вырезанной на ней фортепианной клавиатурой, на ней Вера занималась. Соседки по бараку утверждали, что слышали во время этих занятий музыку.
По освобождении из лагеря с последующей реабилитацией Лотар-Шевченко не уехала во Францию и, несмотря на артритные пальцы, вернулась на советскую концертную эстраду. Лотар-Шевченко говорила, что музыка не в пальцах, а в голове. В истории музыкального исполнительства это случай уникальный.
Её памяти посвящен Международный конкурс пианистов, спонсируемый Фондом Б. Н. Ельцина. Председатель его Попечительского совета – Михаил Плетнёв. Автор идеи конкурса и бессменный секретарь его жюри – журналист Юрий Данилин. Конкурс проходит в двух возрастных группах: юниоры (кому к началу конкурса не исполнилось 19 лет) и основной, верхний возрастной предел которого не ограничен. В последнем уникальность конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко.
Первые два конкурса проходили в Новосибирске, остальные три в Екатеринбурге. Следующий, седьмой конкурс должен состояться с 18 июня по 2 июля в Екатеринбурге.
В Бетховенском зале выступили шесть лауреатов. Первой играла лауреат второй премии среди юниоров II конкурса (2008 г.) Полина Куликова, окончившая Московскую консерваторию по классу Веры Горностаевой. Она весьма технично, но не очень уж вдохновенно исполнила сонату № 18 ми-бемоль мажор, ор. 31 № 3 Бетховена. Она получилась у Куликовой несколько «заболтанной».
Вторым играл победитель основного III конкурса (2010 г.) Михаил Турпанов – ученик Николая Петрова и Михаила Воскресенского. Он исполнил сонату № 7 Скрябина. Турпанов очень техничный, умный, вдумчивый и грамотный музыкант, хороший аналитик, знающий не только классику, но и самую современную музыку. Но он на эстраде эмоционально скован, что мешает полностью проявиться его музыкантскому потенциалу.
Наверняка Турпанов превосходный педагог, может стать прекрасным музыкальным критиком – и было бы хорошо, если бы он стал им (музыкальную критику вполне можно совмещать с исполнительством), но если он хочет остаться концертирующим пианистом, он должен эту скованность преодолеть. Кстати, за последнее время я вижу у Турпанова положительные сдвиги в нужном направлении. Но мне кажется, что Скрябин – вообще не его композитор.
Завершил первое отделение концерта лауреат II премии основной группы III конкурса (2010 г.) Лев Терсков – выпускник Новосибирской консерватории по классу Мэри Лебензон. Он с блеском исполнил «Вариации на тему Корелли», ор. 42 Рахманинова.
Во втором отделении выступили лауреаты последнего V конкурса (2014 г.). Лауреат I премии юношеского конкурса Владимир Петров (ученик 10 класса ЦМШ при Московской консерватории по классу В. Песецкого) исполнил «Andante maestoso» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского в транскрипции М. Плетнёва и «Мефисто-вальс» № 1 Ф. Листа, который он великолепно играл на конкурсе. На примере «Мефисто-вальса» очевиден рост молодого пианиста за десять месяцев, прошедших с конкурса. На конкурсе в его исполнении не хватало мефистофельности. На концерте в Бетховенском зале её было уже достаточно.
У Алексея Чуфаровского, ученика ЦМШ по классу Киры Шашкиной (III премия основного конкурса, 2014 г.) три фрагмента из балета «Петрушка» прозвучали виртуозно, но несколько однообразно и механистично.
Завершение концерта было блистательным. Лауреат I премии основного V конкурса (2014 г.) Николай Медведев, окончивший РАМ им Гнесиных по классу Татьяны Зеликман, безусловно лидировавший с самого его начала, подтвердил не неё своё право. Он великолепно исполнил «Воспоминание о «Дон Жуане» Моцарта» Листа-Бузони.
На концерте присутствовала Наина Иосифовна Ельцина, которая кратким словом приветствовала участников концерта и пожелала Международному конкурсу памяти Веры Лотар-Шевченко долголетия и успехов в раскрытии новых талантов.
Сейчас по ночам в БЗК происходит запись лауреатов и дипломантов конкурса. Из этих записей будут скомпонованы, скорее всего, четыре CD.
Замечателен сам факт выступления лауреатов провинциального российского конкурса на столичной (причём далеко не последней в негласной «табели о рангах») эстраде. Хотелось бы надеяться, что фонды, на чьи средства проходят такие конкурсы, и в будущем изыщут финансы для показа своих лауреатов в столичных концертных залах.
Владимир Ойвин