Кроме официальных речей и традиционного концерта прозвучали воспоминания о советско-французской пианистке и запись ее исполнения двух этюдов Шопена 1956 года.
Церемония открытия VI Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, прошедшая 18 июня в Большом зале Свердловской филармонии, вспоминается слушателями с восторгом и слезами радости. Увы, немногим современным музыкантам хватает душевных сил, «вдыхать собственную жизнь» в ноты, застывшие со временем.
В череде срочных дел века быстрых скоростей, увы, нечасто вспоминают прекрасную, но трагическую судьбу Веры Лотар-Шевченко — ученицы французского пианиста Альфреда Корто, репресированную вместе с мужем в сталинские лагеря и сумевшую вернуться к музыке после долгих лет скорбного молчания.
Еще недавно казалось, что гибкая пластинка из журнала «Кругозор» с 32-й сонатой Бетховена и короткие отрывки из Дебюсси, попавшие в документальный фильм «Мы еще будем жить настоящей жизнью» новосибирского режиссера-оператора Валерия Клабукова — единственное, что осталось из фонограмм исполнений Веры Августовны.
Однако в 2012 году специалистам Уральской консерватории имени Мусоргского удалось восстановить записи 1956 года с интерпретациями пианистки 24 этюдов Шопена. Отрадно, что фрагментами уникального 62-минутного исполнения начался концерт-открытие конкурса в этом году (прозвучали этюды фа минор и до диез минор из 25-го сочинения).
Затем на сцене появились члены жюри. По словам профессора Музыкальной Академии имени Грига Иржи Глинки, в третий раз возглавившего конкурс, предстоящее музыкальное состязание — это «настоящий большой фестиваль, посвященный замечательной пианистке», в котором участники, отобранные по видеозаписям, уже стали победителями.
Доктор биологических наук Наталья Ляпунова, с семьей которой была дружна Вера Августовна, когда жила в Академгородке (с 1966 года до последних дней), поделилась своими воспоминаниями о тесном и трогательном общении с пианисткой, как человеке.
“Самое главное, что она не замечала отрицательных черт в жизни. Она была настолько в музыке, настолько была музыкантом… Это было не на словах, это было в ней. Она была сама музыка. Она спасалась от всех самых трудных событий жизни только музыкой,
– рассказала Наталья Алексеевна.
Исполнительный директор Президентского центра Бориса Ельцина Александр Дроздов объяснил, что нынешний конкурс — это «золотой фонд программы деятельности центра».
“Для нас очень важно, в том числе и с помощью этой потрясающей акции, быть и оставаться своего рода точкой опоры в культурной и общественной жизни”,
– подчеркнул Александр Алексеевич, при этом отметив, что Президентский центр гордиться музыкальным состязанием в столице Урала.
Концертную программу из двух отделений по сложившейся традиции открыли выступления лауреатов международных конкурсов, вошедших в состав жюри фортепианного состязания.
Константин Тюлькин вдохновенно сыграл четыре пьесы из концертной сюиты «Щелкунчик» Чайковского-Плетнева, удивив тонкой детализацией фактуры в «Интермеццо», четкой выстроенностью формы в «Марше» и стабильной техничностью в «Тарантелле» и «Трепаке».
Исполнение Алексеем Черновым прокофьевских «Мимолетностей» порадовало ясной контрастностью условно «лирических», «скерцозных» и «остро экспрессивных» образов. Несмотря на лаконичность форм высказываний, пианисту удалось передать интонационно-гармоническую свежесть и непосредственность характеров, умело соединив в звучании мотивную афористичность с пластичностью ее внутреннего движения.
Нечасто можно услышать «симфонический» размах, отмеченный русскими музыкальными критиками Вильгельмом Ленцем и Александром Улыбышевым в 26-й «Прощальной» сонате Бетховена, поэтому ее интерпретация Юхани Лагерспецем — событие исключительной важности. Тем более, что «инструментальные» противопоставления интонаций органично сплелись в мерной череде тематических элементов частей. Правда, порой с внушительными потерями текста, что расстраивало, но не мешало воспринимать целостную музыкальную концепцию произведения.
После антракта, на сцене Большого зала расположился Уральский филармонический оркестра под управлением Энхэ. К роялю вышел лауреат V фортепианного конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко Николай Медведев. Ситуацию максимально приблизили к конкурсной: пианист сыграл два концерта Равеля, продемонстрировав природную музыкальность и техническую стабильность.
По словам Николая Медведева, «какие-то советы нынешним конкурсантам давать бессмысленно».
“Победы на конкурсах индивидуальны. Одни выигрывают и получают контракты, другие — не выигрывают, но бывают услышаны нужными людьми. Главное, не терять себя, честно трудиться и тогда количество перейдет в качество. Всегда нужно рассчиттывать только на свои силы, а пытаться понравиться больше, чем ты есть на самом деле —это дохлый номер.”
VI Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко пройдет в Екатеринбурге с 18 июня по 1 июля. Участники юношеской группы выступят на сцене Большого зала Детской филармонии (I и II туры: 19, 22 июня).
Участники основной группы — в Большом зале Детской филармонии (I тур: 20–21, 23–24 июня), Большом зале Уральской консерватории имени Мусоргского (II тур: 25–27 июня) и Большом зале Филармонии (III тур: 29–30 июня).
Имена победителей и заключительный концерт лауреатов Юношеского конкурса состоится 22 июня в Большом зале Детской филармонии в 19:00.
Подведение итогов Основного конкурса пройдет 30 июня в Большом зале Филармонии в 18:30. Там же, на следующий день состоится Торжественное закрытие конкурса и концерт лауреатов основной группы.
Вход на все конкурсные прослушивания бесплатный. На концерт-закрытие, также как и на открытие — по пригласительным билетам. (Оба мероприятия будут транслироваться в виртуальных залах 38 филармонических собраний и социальных мини-залах, развернутых в социально-реабилитационных учреждениях Свердловской области).
На VI фортепианный конкурс было подано 70 заявок из Мексики, Норвегии, Польши, Узбекистана, Украины, Казахстана и России. Комиссия отобрала 42 пианистов (16 — в юношеском конкурсе и 26 — в основном). На жеребьевке в Свердловской детской филармонии днем 18 июня присутствовали 22 человека (14 опоздали, а двое не смогли приехать). Опоздавшим было разрешено вытянуть номера для определения порядка их выступлений. Отсутствующих разместили в конце списка основного конкурса (в алфавитном порядке, по фамилиям). Порядок жеребьевки конкурсантов сохранится на всех турах.
В состав жюри конкурса этого года вошли известные музыканты:
- профессор Музыкальной Академии имени Грига Иржи Глинка (Норвегия);
- пианист и композитор, преподаватель Центральной музыкальной школы и Московской государственной консерватории имени Чайковского Алексей Чернов (Россия);
- профессор Краковской Академии музыки Эльжбета Стефаньска-Лукач (Польша);
- профессор Музыкальной Академии имени Сибелиуса Юхани Лагерспец (Финляндия);
- профессор Франкфуртской высшей школы музыки Лев Наточенный (Германия);
- пианист, преподаватель Свердловского музыкального училища имени Чайковского и Уральской консерватории имени Мусоргского Константин Тюлькин (Россия);
- музыкальный критик и журналист Юрий Данилин (Россия).
В связи с задержкой рейсов на церемонии открытия не смогли присутствовать Лев Наточенный и Эльжбета Стефаньска-Лукач. Лев Наточенный присоединится к членам жюри на первом туре юношеской группы. Эльжбета Стефаньска-Лукач начнет слушать конкурсантов основной категории (первый тур).
По итогам конкурса будут вручены три премии в юношеской (1500 $, 1200 $ и 1000 $) и основной категориях (10 000 $, 7500 $ и 5000 $). Призовой фонд конкурса — 26 200 $. В зависимости от достигнутых результатов жюри оставляет за собой право разделить премии или не присуждать любую из них. Денежные вознаграждения лауреатам будут выплачены в рублях по курсу, установленному Центральным банком России на день выплаты.
Впервые в этом году одному из победителей вручат стипендию, позволяющую бесплатно пройти полный курс обучения в Высшей школе музыки Альфреда Корто в Париже (Ecole Normale de Musique Alfred Cortot). Представитель французского учреждения будет присутствовать на конкурсе в качестве наблюдателя. В качестве одного из ангажементов для всех лауреатов — выступление в Концертном зале имени Корто в Париже.
Анна Ефанова