Несколько мыслей по случаю переноса в Венскую оперу спектакля Дмитрия Чернякова по опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.
Александр Курмачев. Музыкальные впечатления дилетанта
Колонка Александра Курмачева, в которой он делится своими музыкальными впечатлениями, а также размышлениями о жизни.
Преамбула
11.06.15 “Страсти по Матфею” в Новой Опере (Москва)
13.06.15 “Viva Verdi” в Новой Опере (Москва)
14.06.15 “Травиата” в Большом театре (Москва)
16.06.15 “Риголетто” в Новой Опере (Москва)
18.06.15 “Кавалер Розы” – Большой театр (Москва)
19.06.15 “Иоланта” – Новая Опера в Измайлове (Москва)
20.06.15 “Чайковский-гала” – Новая Опера в Измайлове (Москва)
21.06.15 Концерт Ольги Ивушейковой и Якова Кацнельсона в Рахманиновском зале МГК (Москва)
23.06.15 Пиковая дама» П. И. Чайковского в исполнении БСО Чайковского в Концертном зале Чайковского
25.06.15 «Травиата» в Новой Опере (Москва)
10.07.15 "Тоска" на фестивале в Санкт-Маргаретене
15.07.15 “Роберто Деверё» в Баварской Опере (Мюнхен)
18.07.15 “Тристан и Изольда” – на фестивале в Эрле (Тироль, Эрль)
19.07.15 “Нюрнбергские майстерзингеры” – на фестивале в Эрле (Тироль, Эрль)
23.07.15 “Золото Рейна” – на фестивале в Эрле (Тироль, Эрль)
24.07.15 “Валькирия” – на фестивале в Эрле (Тироль, Эрль)
25.07.15 “Зигфрид” – на фестивале в Эрле (Тироль, Эрль)
26.07.15 “Гибель богов” – на фестивале в Эрле (Тироль, Эрль)
30.07.15 “Дон Карлос” – в Баварской опере (Мюнхен)
31.07.15 “Манон Леско” – в Баварской опере (Мюнхен)
03.08.15 Концерт Хуана Диего Флореса на Летнем фестивале (Зальцбург)
06.08.15 Концерт Венского филармонического оркестра Wiener Philharmoniker • Bernard Haitink – на Летнем фестивале (Зальцбург)
07.08.15 “Фиделио” на Летнем фестивале (Зальцбург)
09.08.15 “Золото Рейна” в Байройте
10.08.15 “Валькирия” в Байройте
12.08.15 “Зигфрид” в Байройте
13.08.15 “Тристан и Изольда” в Байройте
14.08.15 “Гибель богов” в Байройте
15.08.15 11:00 Концерт Венского филармонического оркестра • Riccardo Muti – на Летнем фестивале (Зальцбург)
18.08.15 “Дидона и Эней” на Летнем фестивале (Зальцбург)
19.08.15 “Ифигения в Тавриде” на Летнем фестивале (Зальцбург)
20.08.15 «Мекки-нож» на Летнем фестивале (Зальцбург)
21.08.15 «Имярек» на Летнем фестивале (Зальцбург)
22.08.15 11:00 Концерт Венского филармонического оркестра • Daniel Barenboim – на Летнем фестивале (Зальцбург)
22.08.15 21:00 “Вертер” на Летнем фестивале (Зальцбург)
24.08.15 11:00 Концерт Бостонского симфонического оркестра • Андрис Нельсонс – на Летнем фестивале (Зальцбург)
26.08.15 «Кавалер Розы» - на Летнем фестивале (Зальцбург)
29.08.15 “Эрнани” на Летнем фестивале (Зальцбург)
30.08.15 11:00 Концерт Венского филармонического оркестра – Семен Бычков - на Летнем фестивале (Зальцбург)
30.08.15 18:00 Концерт Берлинского филармонического оркестра на Летнем фестивале (Зальцбург)
Сумерки мозгов. День третий: «Гибель богов» Р. Вагнера на Тирольском фестивале в Эрле
Не скрою, я никогда не стеснялся своей сентиментальности по поводу и без: хорошо исполненная музыкальная композиция всегда находила отклик в моей не избалованной хорошими исполнениями душе. Но, когда в этот вечер после убийства Зигфрида заиграл «Траурный марш», моему потрясению не было границ: в обозримом меня радиусе плакал каждый второй мужик!
Сумерки мозгов. День второй: «Зигфрид» Р. Вагнера на Тирольском фестивале в Эрле
В этот раз, на мой вкус, «Зигфрид» оказался самым удачным по кастингу: то ли Михаэль Баба в роли Зигфрида с прошлого года серьезно распелся, то ли Вольфрам Виттекинд в роли Миме серьезно разыгрался, то ли Вернер ван Мехелен в роли Альбериха слишком меня порадовал, то ли Андреа Сильвестрелли в партии Фафнера в который раз изумил […]
Сумерки мозгов. День Первый: «Валькирия» на Тирольском фестивале в Эрле
Чтобы долго не задерживаться на очевидном, замечу, что исполнение «Валькирии» в этот раз поразило запредельным доминированием струнных, беспардонно подавлявших медь.
Сумерки мозгов. Предвечерие: «Золото Рейна» из «Кольца нибелунга» на Тирольском фестивале в Эрле
О постановке Густавом Куном вагнеровского «Кольца нибелунга» я уже писал в прошлом году, поэтому в следующих четырех репортажах буду предельно краток (у меня получится: я верю в чудеса): те, кто знаком с этой вагнеровской эпопеей, знают, как важно быть кратким, когда речь заходит о «Кольце».
Дело о трёх предательствах и трёх смертях: «Тоска» на фестивале в Римских каменоломнях
«Тоска» была и есть для меня одна из главных эзотерических опер «номер один», и вот почему.
«Пиковая дама» П. И. Чайковского в исполнении БСО Чайковского в Концертном зале Чайковского
Почему «мне страшно» страшнее, чем «мне больно». Этот материал писался долго, но читаться будет, уверен, ещё дольше, поэтому тех, кого интересует моё мнение о самом исполнении, то оно такое:
О роли темпов в темпоральности: об одном представлении «Травиаты» в «Новой Опере»
Мелодия как материя, не существующая вне времени (как известно, в конкретный миг зафиксировать невозможно даже одну-единственную ноту), делает любое звучание фундаментальной иллюстрацией темпоральности как основной характеристики любого изменяющегося объекта, не существующего вне времени. Но стоит только попробовать экстраполировать эту научно-философскую максиму на произведения искусства, как мы сразу сталкиваемся с чрезмерной эластичностью самого инструмента измерения, разрушающего математическую стройность подхода невозможностью измерять что-либо без общей договоренности об эталоне измерения.
О Жизни в животном и о Смерти в божественном: концерт Ольги Ивушейковой и Якова Кацнельсона
Признаюсь, на концерт Ольги Ивушейковой и Якова Кацнельсона 21 июня 2015 в Рахманиновском зале Московской консерватории я попал исключительно из-за «Послеполуденного отдыха Фавна».
В Электротеатре исполнили мыльную оперу
Электротеатр «Станиславский» выпустил оперную пенталогию «Сверлийцы» на либретто своего худрука Бориса Юхананова.
«Средь шумного бала…» взяла – и сбежала: «Чайковский-гала» в усадьбе Измайлово
– Вот смотрю я и думаю: ну, где они взяли эту ведущую? Ну, как с цепи сорвалась, слушай… (из выступления Андрея Данилко (aka Верка Сердючка); вместо эпиграфа) На следующий день после представления «Иоланты» в рамках оперного фестиваля «Империя оперы» пришел черед очередного капустника к юбилею.
«Ужели никогда, хоть изредка, Вам мысль не приходила?..»: «Иоланта» П. И. Чайковского в Измайлово
Прежде чем перейти к изложению моего собственного взгляда на художественно-мировоззренческую природу последней оперы Петра Ильича Чайковского, отмечу, что этот вечер в Измайловской усадьбе, несмотря на специфический звук, отражавшийся от каменных стен XVII века, произвел на меня неизгладимое впечатление.
Путь к себе: «Кавалер розы» Рихарда Штрауса в Большом театре (17.06.2015)
Перед тем, как перейти к сути момента, отмечу, что такого «Кавалера» я не слышал: «вина ли» в этом приглашенного маэстро Стефана Солтеша или что-то особенное приключилось с моим собственным восприятием в этот вечер, но за исключением одного кикса в третьем акте, оркестр Большого прозвучал блестяще, спетость ансамблей была выше всяких похвал, а голоса…
Мне отмщение и Аз воздам: “Риголетто” в Новой Опере
Постановка Ральфа Лянгбаки в оформлении Леннарта Мёрка – редкий образец аккуратного отношения к сюжетной канве оригинала, но не к самому оригиналу.
Апология папы Жермона: «Травиата» Франчески Замбелло в Большом (14 июня 2015)
Третий сезон афишу Большого театра украшает удивительная постановка одного из трёх главных шедевров европейского оперного наследия. Напомню, что премьера этого спектакля в 2012 г. прошла практически незаметно, без скандалов и очередного расслоения околотеатральной общественности на приверженцев модернизма, фрейдизма, оккультизма и идиотизма и на людей с чувством реальности.