Международный музыкальный фестиваль-конкурс вокалистов им. Георга Отса в Санкт-Петербурге отличается от своих собратьев форматом, качеством жюри, сложностью программы и неопределённостью государственной принадлежности, заявила в интервью Sputnik Латвия Зоя Туманова-Родман, основатель и художественный руководитель конкурса.
С 11 по 17 июля 2018 в Санкт-Петербурге параллельно чемпионату мира по футболу проходит состязание совершенно другого рода – II Международный музыкальный фестиваль-конкурс вокалистов им. Георга Отса. Уже самим названием он намекает на российско-эстонские культурные связи, а его создатель – Зоя Николаевна Туманова-Родман – известный музыкальный деятель Эстонии.
– Почему вы решили организовать такой конкурс в Санкт-Петербурге?
– Потому что он носит имя Георга Отса. Георг Отс был очень популярным певцом в своё время. И это эстонский певец, который родился в Петрограде. Его имя, его деятельность всегда связывала Таллин и Питер, Россию и Эстонию.
Я сама из Эстонии, а семь лет назад приехала в Петербург организовывать концертную деятельность в Jaani kirik (церковь св. ап. Иоанна), эстонской церкви Санкт-Петербурга. Семь лет назад Эстония за свой счёт практически из руин возродила этот храм. Внешне ему возвращён первоначальный облик, а внутри это концертный зал.
До революции в Петербурге жило очень много эстонцев, а ныне эстонская община здесь не настолько велика, чтобы содержать церковь, поэтому её восстановили с расчётом превратить в концертный зал.
Сразу возникла идея сделать какой-то музыкальный фестиваль, чтобы он связывал две страны, и единственное такое имя – Георг Отс. Но только год назад нам удалось реализовать эту идею. Состоялся первый фестиваль-конкурс им. Георга Отса. В 2017 году он проходил в Jaani kirik. Но в силу различных причин в этом году наш фестиваль-конкурс стал городским и проводится в различных залах. Открытие проходило во Дворце Белосельских-Белозерских, два первых тура в Доме Кочневой на Фонтанке, а третий тур и заключительный гала-концерт пройдут в театре «Мюзик-Холл».
– Трудно организовать новый конкурс вокалистов?
– Сложно добиться признания, чтобы к тебе ехали достойные конкурсанты. А конкурсанты поедут в том случае, если судить их будет именитое жюри, жюри от которого есть толк. В этом мне очень помогли коллеги. Прежде всего, Ольга Капанина, в своё время работавшая здесь в Михайловском театре, а теперь кастинг директор оперы Большого театра.
Она горячо поддержала идею конкурса, в прошлом году вошла в жюри, познакомила со многими людьми, например, с Лукой Тарджетти, который приезжал на первый конкурс и возглавил жюри второго. Нам удалось собрать очень качественное, очень профессиональное и честное жюри. Благодаря этому конкурс состоялся.
Ольга Капанина: “Мало хорошо спеть на конкурсе Ленского, чтобы петь в Большом театре”
– Чем ещё ваш конкурс отличается от других?
– Обычно конкурсанты, не прошедшие на второй, а потом третий тур просто уходят. А мы после каждого тура проводим «круглый стол», когда те, кто не прошёл дальше, имеют возможность подойти к любому члену жюри и услышать ответ на вопрос «почему?», получить профессиональную консультацию. Члены жюри стараются им помочь, с ними можно даже позаниматься.
Мы также проводим для конкурсантов мастер-классы.
– Почему вы выбрали для конкурса именно продюсерский формат, когда в жюри входят не певцы и педагоги, а оперные агенты и директора театров?
– Я сама из музыкальной среды. У меня в Эстонии свой фестиваль хоровой духовной музыки. По роду деятельности я была связана с различными коллективами. Большей частью музыканты – талантливые ребята, но пробиваются и продвигаются профессионально из них не более 15–20%. Кто-то отсеивается из-за лени, кто-то выбирает другой стиль жизни, но многие просто не знают, к кому обратиться за помощью.
От скольких музыкантов я слышала: «Нам бы менеджера». И я со своим коллективом в Эстонии долго сидела и ждала, когда же к нам придёт тот самый менеджер? Это проблема.
Идея продюсерского конкурса в том, что менеджеры в жюри могут увидеть потенциального или уже готового певца и предложить ему какой-то ангажемент. Ко многим из членов нашего жюри вокалисты едут на прослушивание, но это достаточно занятые люди и с ними не так просто договориться.
Конкурс – это прекрасная возможность показать себя. Поскольку возрастной диапазон наших конкурсантов от 20 до 38 лет, то от тех, кому уже за тридцать, ждут зрелости, и они могут получить какую-то роль. А у молодёжи от 20 до 25 лет есть возможность получить обучение, как это было на прошлом конкурсе, когда два человека поехали бесплатно учиться за границу. И дело даже не в деньгах, которых у них не было. Главное, попасть к тому человеку, т. е. к хорошему педагогу. Это понимают все музыканты.
– А честно устраивать состязание между тридцатилетними и двадцатилетними, между зрелыми певцами и учащейся молодёжью?
– Это нормально. Для этого и есть жюри, которое слышит всё и всех, и очень часто жюри заинтересовано как раз в 20-25-летних. Молодому вокалисту ещё можно помочь исправить что-то, что у него не так.
– Напрашивается сравнение с Бельведерским конкурсом им. Ганса Габора, в жюри которого тоже сидят оперные менеджеры. Вы конкурируете с «Бельведером»?
– О конкуренции с Бельведерским конкурсом смешно говорить. Планируем сотрудничать, если это будет интересно им. Мы начинающие. Нас ещё не воспринимают всерьёз другие конкурсы. Мы для них не опасны. Но постараемся как-то со всеми ладить. И у нас сложились хорошие отношения с Лукой Тарджетти (более десяти лет работал кастинг-директором театра Ла Скала, ныне сотрудничает с Академией Ла Скала и представляет агентство «InArt Management» – А.М.) и Алексом Григорьевым (представляет агентство «TACT International Art Management» – А.М.). Мы надеемся на их поддержку.
– Участники конкурса в массе своей представляют республики бывшего СССР. Как думаете стать по-настоящему международным конкурсом?
– Мы к этому очень стремимся. В этом году уже есть маленький прогресс. Наша география по сравнению с прошлым годом расширилась. Тут очень много даже технических трудностей, например, с оформлением виз. Не всё так быстро, но думаю, со временем пойдёт.
– Чем, кроме расширения географии, отличается нынешний конкурс от предыдущего?
– Произошли изменения в программе. Тут тоже нам помогла Ольга Капанина. Мне многие говорят, что легче целую оперу спеть, чем подготовиться к выступлению на нашем конкурсе. У нас очень сложная программа для каждого из трёх туров. На первом обязательно арии из опер Моцарта, обязательно веристы, обязательно камерная музыка, как в прошлом году, когда были романсы Шуберта и Шумана. И всё нужно петь в оригинальной тональности, а не все это могут.
На втором туре тоже три произведения, одно из которых русское. И только на третьем туре, который проходит с оркестром, две арии: оперная и оперетта.
– Это серьёзное отличие от того же Бельведерского конкурса…
– Может быть, мы на третий конкурс упростим программу, уберём что-то. Тем более, что жюри в первом туре ни у кого не слушает все три произведения. Часто ему по первым трём спетым нотам уже всё ясно. А кому-то обидно. Готовился, готовился, а спел одну арию и прощай. Я сама участвовала в конкурсах и знаю: это всегда нервы, это всегда обида.
– Вы ведь не проводите предварительное прослушивание, как это практикует «Бельведер». Поэтому первый тур играет роль прослушивания.
– Если число заявок превысит 150, мы будем делать отборочный тур. На первый конкурс приехали 59 участников, в этом году их более семидесяти. Но в этом году конкурс совпал по времени с чемпионатом мира по футболу, что привело к резкому росту цен на билеты и проживание. Дорого из Москвы приехать, а если конкурсант едет из-за границы?
– Но вы не отступили.
– Я вообще не люблю ничего отменять. Я за всю жизнь отменила только два концерта. Плюс в этом году нас очень поддержал Комитет по культуре Санкт-Петербурга. Конечно эти деньги не спасают отца русской демократии, но важно другое – нас признали. Правда, теперь уже непонятно, какой у нас конкурс, эстонский или российский.
– Генеральный консул Эстонии в Санкт-Петербурге Карл Эрик Лаантеэ Рейнтамм сказал мне, что конкурс им. Георга Отса включён в программу празднования столетия провозглашения Эстонского государства.
– Я об этом узнала от консула только в момент открытия фестиваля-конкурса, которое тот почтил своим присутствием. Конечно, в Эстонии знают о нашем конкурсе, но со стороны Эстонии это только моральная поддержка.
– Переносить место проведения конкурса из Петербурга в Таллин не планируете?
Полностью – нет. Пока планируем делать какие-то концертные туры. Мы же не только конкурс, но и фестиваль. Но в 2020 году, когда будет отмечаться столетие Георга Отса, мы проведём конкурс его имени в Таллине.
Александр Малнач