Знаменитый музыкант – о национальной идее, классике и ответственности.
Быть первыми
Довольно долго интеллигенция, люди думающие говорили: нужна объединяющая идея государства. Помню, Никита Михалков прямо в лицо Владимиру Владимировичу на совещании сказал: «Нам нужен чистильщик, уборщик. Надо убрать страну».
Мне кажется, идея эта сформировалась, наконец, в том числе, и благодаря нашему президенту – сильное государство. Россия сегодня заявляет о себе как о великой державе, а это не всем нравится на Западе. Сила наша именно в этой идее.
Потому как всем приятно осознавать, что твоя страна не принадлежит к третьему миру. Даже если в чём-то мы пока и отстаём, то всё равно имеем возможность стать первыми. Страна действительно крепнет.
Когда в советские годы я выезжал за рубеж, всегда чувствовал тыл своего государства – нас уважали. Потом, когда Союз развалился, я ощутил совсем иное отношение: Россию не принимали всерьёз. А сейчас снова возвращается уважение к нам. Соответственно и у народа появляются оптимистический настрой, надежда.
Мы всегда хотели быть сильными. Мы ничуть не меньше, чем они на Западе, открыты к поискам и в науке, и в творчестве, и в космосе, и в медицине. У нас всегда были свои Кулибины, но стабильности в развитии какой-либо области, чётко прописанного плана, базы не существовало.
В советское время с тем же космосом или с оборонкой был порядок. Сейчас в этих областях мы снова набираем обороты и можем, как в былые времена, конкурировать с США.
Музыка от Святослава Рихтера
Когда-то мир делился на два лагеря: Америка и Советский Союз. И в экономическом плане, и в политическом. И в культуре между нашими странами всегда была конкуренция. У нас были такие музыканты, как Рихтер, Гилельс, Ойстрах, Коган, Ростропович, Шафран. У них – Хейфец, Айзек Стерн, Рубинштейн, Горовиц. Величины соизмеримые.
А вот Европа за нами угнаться не могла. На любом конкурсе в Париже, Берлине, Вене любой студент «Вася Иванов», окончивший Московскую консерваторию, априори на три головы был выше классом любого французского, немецкого, австрийского мальчика, который считался по их меркам идеалом…
В ту эпоху Америка объединяла в себе одну часть гениев мира, Советский Союз – другую. Огромную роль в этом играла Московская консерватория со своей великой школой. И заметьте: многие из наших великих приехали в Москву из разных республик и краёв.
Мстислав Ростропович родился в Баку, Святослав Рихтер – из Житомира, Виктор Третьяков – из Красноярска, Владимир Спиваков в Уфе родился, Олег Каган – в Южно-Сахалинске, Гидон Кремер – в Риге. Москва все эти бриллианты собрала, огранила…
У нас была потрясающая школа российская – и фортепианная, и скрипичная. К сожалению, сейчас в этом смысле до сих пор остаются музыкально-образовательные пробелы. Поэтому мы открыли образовательные центры во многих городах, впервые в нашей стране организовали Всероссийский юношеский симфонический оркестр.
Сейчас идёт новый набор. Я, как никто другой, знаю состояние детского специального музыкального образования, просто потому, что сам слушаю детей по всей стране – в Челябинске, Ярославле, Сочи… Талантов в России очень много, им нужно просто помочь.
Хватило смелости
Многие сегодня критикуют перестроечные времена, 90-е. Но я считаю, что и те годы нужны были – прежде всего для осмысления, по какому пути идти нашей стране.
Горбачёв тогда опасался за компартию. Не хотел, чтобы она превратилась в откровенного врага. Как выяснилось, опасения были небезосновательными – компартия имела электорат чуть ли не в половину страны. Поэтому Горбачёв очень осторожничал.
А вот у Бориса Ельцина хватило и смелости, и решительности. После развала Союза появилось очень много новых проблем – приватизация госпредприятий и так далее. Михаил Жванецкий очень хорошо сказал по этому поводу: «Говорят, у нас воруют. Но это радует, значит, есть что воровать».
Благодаря тому времени и реформам, на которые решился Ельцин, люди получили возможность для развития своего бизнеса. Я некоторых олигархов лично знаю. Должен сказать, среди них есть потрясающие, талантливые люди. Нужно иметь талант, умение идти на риск, чтобы развить предприятие до миллиардной стоимости.
Знаю, как шёл к своей цели один олигарх: будучи директором завода, он у мастера учился, ночевал прямо на заводе на раскладушке.
Пока существовал Советский Союз, я не задумывался, влияет ли политический строй на культуру. А когда СССР разрушился, почувствовал: публика всё равно остаётся та же, что и при Брежневе, Горбачёве, Ельцине, Путине. И Шуберт, когда писал свои произведения, не какие-то сиюминутные вещи имел в виду. (Улыбается.)
Перевернуть страницу
Сейчас мой оркестр принимает участие в спектакле «Не покидай свою планету» – это сценическая фантазия на тему «Маленького принца» Экзюпери. Люди уходят из зала загипнотизированными. Спектакль даёт им пищу для размышлений, для переосмысления.
Герой, которого играют по очереди Костя Хабенский и Артур Смольянинов, понимает, что мир богаче, шире, чем он думает. Да, он скоро умрёт в пустыне от жары и жажды, но именно поэтому он и задумывается о ценности жизни, о поступках хороших и плохих.
У Экзюпери есть потрясающая фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили». Что это такое, ответственность? Ответственность должна быть перед самим собой, перед Богом и перед родителями. Больше перед мамой, конечно. Мама всё равно никогда не научит своего ребёнка плохому. И, если взрослый человек соотносит свои поступки с уроками мамы, он по жизни плохим не будет…
Шедевры классической музыки тоже всегда говорят о сути. Потому и Бетховен, и Бах, и Чайковский и в Японии понятны, и в Китае, и в России, и в Европе. Везде, где бы человек ни родился, есть понятия верности и предательства, есть любовь и ненависть.
Это то, что заложено в сути человеческой. Поэтому вряд ли можно чем-то отвратительным привлечь внимание. Вернее, можно, но всё равно потом отвернёшься – это не то, чем хочется наслаждаться.
Произведения искусства, где нарушаются эстетические, скажем мягко, понятия, мне неприятны. Бесконечное смакование крови или порнография – это ниже планки. Американская писательница Сьюзен Зонтаг здорово сказала: «Свобода в творчестве – это умение уйти от самообмана».
Часто успех может восприниматься человеком как достижение. Вот это самая большая ошибка. Потому что успеха можно добиться и вульгарным путём: одеваться как-то или скорее раздеваться на сцене, делать что-то вызывающее, думая: ну и чёрт с ним, меня будут ругать, но зато у меня будет популярность. Это крайности.
Всю жизнь нужно очень внимательно следить за собственным вкусом во всём… И наш спектакль даёт возможность перевернуть страницу и опять задуматься о собственной жизни, о ценности великих человеческих чувств…
Я думаю, что самое великое чувство на Земле – это всё-таки вера. От неё уже идёт и любовь, и стремление к чистоплотности души, и всё остальное…