Ему 10 лет. В конце прошлого года он впервые попробовал свои силы в международном конкурсе. О возможной победе даже не задумывался. Однако, завоевал не только первую премию, но и возможность дать сольный концерт на всемирно известной сцене – в Карнеги Холл.
— Сева, скажи, пожалуйста, ты однажды выбрал музыку, или музыка выбрала тебя?
— Дело было в Испании, куда мы приехали с мамой и старшим братом на теннисный турнир. Как-то во время ужина в отеле я услышал, что где-то, недалеко от нас, кто-то играет на фортепиано. Я пошел туда, откуда раздавались звуки музыки, и обнаружил большую гостиную. В ней за роялем сидел пианист и играл.
Я уже не помню, что это было за произведение, но мне очень понравилось! Я тихо сидел и слушал, пока моя мама меня не нашла. На следующий день я попросил, чтобы мне позволили пойти послушать этого пианиста еще раз… Мне тогда было 3 года.
— А почему из всего разнообразия музыкальных инструментов ты выбрал именно фортепиано?
— Мне кажется, именно этот инструмент позволяет ярко выразить все свои чувства и мысли. А потом, у фортепиано самый большой диапазон…
— ЦМШ – это школа для музыкально одаренных ребят, и требования здесь строгие. Лично у тебя учеба занимает много времени?
— Да, много. Играя какое-либо произведение, я обязательно его продумываю, обсуждаю с педагогом… Стараюсь проводить за инструментом как можно больше времени, даже по воскресеньям. Отдохнуть могу только один месяц летом, и то, только потому, что мы уезжаем в отпуск.
— Мы говорили о твоих занятиях по специальности. А на общеобразовательные предметы время остается?
— Конечно. Мне очень нравится окружающий мир и математика.
— Математика с ее расчетами и задачами?
— Да, мне нравится решать примеры. Дополнительно, для себя, я занимаюсь олимпиадной математикой.
— Почему это стало необходимым в столь раннем возрасте?
— Олимпиадные математические задачи отличаются от тех, что мы решаем по школьной программе. Решая их, надо мыслить логически. Мне это интересно. А потом, я заметил, что знание математики помогает в музыке – между ними много общего.
— Понятно, что музыка – это основная часть твоей жизни. А есть ли у тебя какие-либо увлечения? Чем любишь заниматься на досуге?
— Конечно, постоянно играть на рояле невозможно. Я также люблю гулять, два часа в неделю играю в большой теннис, люблю кататься на самокате. Раньше еще занимался рисованием, графикой, ходил в художественную школу при Третьяковской галерее. Сейчас на это нет времени.
— А к чтению как относишься?
— Книги мне нравятся. Сейчас читаю биографию Рахманинова. Кроме школьных уроков литературы я занимаюсь этим предметом дополнительно. Мы с моим педагогом читаем произведения, анализируем. Иногда я пытаюсь писать сочинения. Темы могут быть самые разные: «О прочитанной книге», «Место, где я побывал». Недавно мне дали задание – вести личный дневник, то есть каждый день записывать события, которые происходят в моей жизни, собственные мысли в форме эссе.
— Тебе всего 10 лет, но у тебя уже есть хороший опыт выступлений на сцене. Как ты к ним готовишься?
— Я не стараюсь до последней минуты сидеть за роялем и репетировать. Скорее, пытаюсь расслабиться: хорошо выспаться, погулять… Ведь подготовка к выступлению идет задолго до самого события, и делать что-то непосредственно перед ним – бессмысленно. Единственное, что необходимо перед выходом на сцену – это разыграться вместе с педагогом.
— На концерте в честь 80-летия ЦМШ ты играл совместно с Симфоническим оркестром под управлением Вячеслава Валеева. Это был сложный для тебя опыт?
— На самом деле, тогда я играл совместно с оркестром второй раз в жизни, а потому мне уже не было сложно. Мой первый опыт – это работа с камерным оркестром.
— Работая с оркестрантами, которые, порой, намного старше тебя, ты чувствуешь их поддержку?
— Да, конечно! Но я стараюсь, чтобы, как солист, я их вел за собой, а не они меня. Ведь в этом и есть смысл игры с оркестром. Конечно, мы прислушиваемся друг ко другу, но все равно, солист должен вести за собой. А вообще, если перевести латинское слово «concerto», то получится – «соревнование, соревнуюсь».
— Ты выступал в знаменитых залах Московской консерватории, в Доме музыки, впереди – Карнеги Холл… Давай представим: ты выходишь на сцену, горят софиты, зал полон зрителей… Что ты думаешь или чувствуешь в этот момент? Волнение? Радость?
— Скорее радость, чем переживания. Выступая, я стараюсь донести до зрителей свои мысли, сюжет, которые рождает во мне то или иное произведение.
— Кто у тебя самый строгий критик?
— Мой педагог, Тамара Леонидовна Колосс. Они видит все мои плюсы и минусы всегда.
— Произведения каких композиторов тебе нравится играть больше всего?
— Из тех, кого я уже играл – Рахманинов, Шопен и Чайковский. Из тех, кого хотелось бы сыграть – Дебюсси, Сен-Санс, Гершвин. У них красивая музыка, они мне близки.
— А сам сочинять не пытался?
— Иногда рождаются мысли в голове. Я их играю, но не записываю.
— Музыка – это обращение к душе, к эмоциям человека. Когда ты играешь произведение, ты стараешься его пережить, прочувствовать? Или ты больше обращаешь внимание на технику, на грамотность исполнения?
— Для того, чтобы поставить технику, аппликатуру, есть время до самого исполнения, т.е. когда ты еще только начинаешь разбирать произведение. Работать над исполнением надо всегда с чувством.
— На кого из известных пианистов ты равняешься? У кого пытаешься чему-то научиться?
— Мне нравится Николай Луганский, Евгений Кисин. Из пианистов прошлого – Рихтер, Гилельс, Рахманинов.
— Совсем недавно ты, впервые в жизни, принял участие в конкурсе. Это был «Debut International Piano Competition» в рамках фестиваля «Golden Key Festival», который проводился в США. Первая же попытка соревнования принесла тебе успех – ты стал Лауреатом первой премии в самой младшей возрастной группе. Ты доволен?
— Да, конечно. Но даже если бы я не стал победителем, для меня участие в конкурсе было бы ценным опытом. Наверное, поэтому я совсем не волновался, а скорее думал о предстоящем экзамене в школе. Мы рассматривали возможность участия в разных состязаниях, но в итоге выбор педагога и мамы выпал на «Golden Key Festival».
Согласно требованиям конкурса мы отправили мои аудио- и видеозаписи в США. Сделали мы их в ЦМШ, в концертном зале. У меня была 30-минутная программа. Готовился я интенсивно. Какие-то произведения я уже знал, но что-то пришлось разучивать.
— Из каких произведений состояла твоя программа?
— В ней «Фантазия» Моцарта, «Аллегро» Гайдна, «Арабески» и «Порыв» Шумана, «Три фантастических танца» Шостаковича и Адажио из балета «Щелкунчик» Чайковского-Плетнева.
— В июне этого года тебе, как победителю конкурса, предстоит дать сольный концерт на одной из самых известных сцен мира – Карнеги Холл. Это большое событие для тебя? Когда ты начнешь подготовку?
— Да, конечно, это значимый для меня концерт. Карнеги Холл – очень хороший зал, играть в нем очень престижно и ответственно. Конечно, я пока не представляю, какая публика меня ждет… Но я думаю, что все пройдет хорошо… Подготовку начну после своих экзаменов. Программа будет той же, с которой я выиграл конкурс.
1-2 июня планирую улететь в США, чтобы адаптироваться, в том числе и к разнице во времени. А на следующий после концерта день хотелось бы вернуться домой. Позднее у меня будет еще три концерта в Австрии, в Вене.
— Тебе всего 10 лет, но тебя уже коснулась взрослая жизнь. Как ты считаешь, не рано ли?
— Я так не думаю. Мне нравится мое детство. У меня такой путь. Взрослая жизнь однажды касается любого, кого-то раньше, кого-то позже.
— Чего бы тебе хотелось добиться в музыке? О чем ты мечтаешь?
— О совершенстве, наверное. Конечно, ему нет предела, но хочется играть как можно лучше. И дело тут не в деньгах, не в известности. Просто хочется все время чего-то добиваться, улучшать, идти вперед. И знаете, если ты все это делаешь, добросовестно и честно работаешь, то впереди тебя, скорее всего, ждут знаменитые сцены.
Оксана Крохалёва, cmsmoscow.ru