В балете “Нуреев” Кирилла Серебренникова Владислав Лантратов и Мария Александрова должны были исполнять роли Рудольфа Нуреева и его возлюбленной и наставницы Марго Фонтейн.
Вскоре после того как стало известно об отмене премьеры, исполнитель главной роли, премьер Большого театра Владислав Лантратов написал в Instagram пронзительный пост:
“Нет слов… понимание, что ты только полюбил роль, начал вживаться в спектакль, все начало складываться… и в секунду вот эту вот твою маленькую жизнь у тебя с корнем вырывают… худшее для артиста…”.
“Нуреев” был одной из самых ожидаемых премьер сезона. Но 8 июля на сайте Большого театра появилось объявление:
“Вместо премьеры спектакля “Нуреев” на Исторической сцене будет показан балет “Дон Кихот”.
В этот же день состоялся закрытый прогон “Нуреева”, и стало окончательно ясно: балет режиссера Кирилла Серебренникова о знаменитом танцовщике отменен.
Причину озвучил на пресс-брифинге 10 июля гендиректор Большого театра Владимир Урин:
“После прогона стало понятно, что артисты не готовы. В том виде, в каком находится спектакль, показывать его нельзя.
Урин также назвал новые даты премьеры – 4 и 5 мая 2018 года. Авторов “Нуреева” – Серебренникова, а также хореографа Юрия Посохова и композитора Ильи Демуцкого – на брифинге не было, и комментировать ситуацию они отказались.
Версия о неготовности самой ожидаемой премьеры сезона вызвала в театральной среде недоумение. По словам артистов балета и зрителей генерального прогона “Нуреева”, спектакль более чем готов.
Примечательно и то, что за 241 сезон в Большом театре подобные отмены происходили крайне редко, и никогда – за три дня до премьеры.
Такую поспешность в британском The Guardian связали с гонениями на режиссера. Недавно Кирилл Серебренников выступил свидетелем по делу о хищении бюджетных средств организацией “Седьмая студия”. По этому случаю в его квартире и театре “Гоголь-центр” даже прошли обыски.
Другую причину озвучили в агентстве ТАСС: спектакль перенесен по распоряжению министра культуры Владимира Мединского. Близкий к Минкульту источник сообщил ТАСС, что спектакль о Нурееве, открытом гее, выглядит как пропаганда гомосексуализма. Сам Владимир Урин назвал эту версию провокацией и сказал, что никаких распоряжений от Министерства культуры не получал.
На фоне этих теорий пока ясно лишь одно: спектакль, премьера которого не состоялась, уже стал частью истории. О генеральном прогоне “Нуреева” 8 июля, который записывали на камеру, очевидцы отзываются в превосходной степени.
Журнал “HELLO!” связался с артистом, чтобы узнать о его отношении к случившемуся более детально.
— Владислав, верите ли вы в то, что мы увидим “Нуреева” в мае 2018 года?
— Я очень верю, что спектакль состоится 4 и 5 мая. Артисты и все другие службы театра приложили максимум усилий для того, чтобы это случилось, полностью выложившись на прогоне 8 июля.
— Как вы прокомментируете главную претензию – что спектакль не готов?
— Я думаю, это стечение обстоятельств. Постановочный период характерен тем, что в нем бывают взлеты и падения. Особенно когда спектакль создается с нуля. Бывают очень удачные репетиции, а бывает, все разваливается. Руководство театра приняло именно такое решение.
— В прессе есть информация о том, что несколько танцовщиков отказались от роли Нуреева, так как не были готовы полностью обнажаться.
— Первый раз это слышу. Никто не отказывался. Тем более что разговоры о полном обнажении – неправда. Не думаю, что такое возможно на сцене Большого театра. Что касается отказов, то один артист отказался от роли Эрика Бруна, но только потому, что не успевал выучить партию.
— Были у вас сомнения, когда вам предложили роль Нуреева?
— Нет, не было. С хореографом Юрием Михайловичем Посоховым мы уже делали балет “Герой нашего времени”, и я был более чем уверен, что получится отличная работа. За два с половиной часа я проживаю целую жизнь, меняю десять амплуа, это бездонный диапазон роли. Для артиста этот спектакль – испытание.
Профессия артиста балета и так сложна физически, а тут она сложна и драматически. Я горжусь проделанной работой и тем спектаклем, который состоялся 8 июля.
— Про что этот спектакль для вас?
— Про одиночество. Несмотря на то что на сцене хор, кордебалет, драматические артисты, очень много персонажей, это моноспектакль. Казалось бы, у Нуреева есть творчество, любовь, успех, он появляется то с Александром Ивановичем Пушкиным – своим преподавателем, то с партнершей Марго Фонтейн, то с Эриком Бруном. Он окружен событиями, людьми.
Но в какой-то момент я понял, что он совершенно одинокий человек. И драматургия спектакля, которая, казалось бы, проста – цепь эпизодов биографии Нуреева, – как раз требует от исполнителя не просто работы тела, но и полного внутреннего перевоплощения.
В одном из эпизодов, например, Нуреев кричит на артистов своей труппы, это несколько фраз, почти целый монолог. И я должен сделать это убедительно!
— Марго Фонтейн играет Мария Александрова. У вас, должно быть, сложился интересный дуэт…
— Тут я даже могу провести параллель. Если Рудольфа Нуреева, такого, каким мы его знаем, создала Марго Фонтейн, то в моем становлении очень поучаствовала Мария. Она, настоящая носительница старой московской школы, увидела во мне что-то… и вложила душу.
— На чем вы сосредоточены сейчас, что помогает пережить случившееся?
— Помогает вся труппа. Когда такому огромному коллективу утром объявляют о снятии спектакля, а вечером, несмотря ни на что, все играют свои сложнейшие партии, это настоящее чудо. Это не просто работа, а что-то большее – пример сплоченности, верности профессии.
Слезы, объятия, аплодисменты – это дорогого стоит. Я преклоняюсь перед каждым участником спектакля “Нуреев”, который прошел на сцене Большого театра 8 июля.
Сейчас мы готовимся к гастролям в Нью-Йорке, на которых я буду танцевать в спектакле Жана-Кристофа Майо “Укрощение строптивой”. Это одна из самых любимых московской публикой постановок, теперь нам предстоит завоевать американскую аудиторию.
Вероника Чугункина, Ирина Попович, HELLO!