Художественный руководитель «Русского балета» Вячеслав Гордеев — о гастролях труппы в Крыму и необходимости создания на полуострове балетной школы
Со 2 по 8 августа в Крыму пройдут гастроли Московского областного государственного театра «Русский балет». Труппа покажет «Лебединое озеро» в Ялте, Евпатории, Симферополе, Севастополе, Судаке, Керчи и Феодосии. Художественный руководитель «Русского балета», народный артист СССР Вячеслав Гордеев ответил на вопросы корреспондента «Известий».
— Когда было принято решение везти труппу в Крым?
— Мы пытались туда выехать с гастролями сразу же после того, как Крым стал частью России. Но из-за организационных вопросов не смогли этого сделать. В Крым мы ездили и раньше — три и четыре года назад. Нас там хорошо знают, хотят видеть. Для меня, да и, думаю, для всех предстоящие гастроли — радостное событие.
— Почему решили показывать только один спектакль?
— Мы будет ездить по разным городам, возить одну постановку удобнее. Но в будущем хотели бы показать в Крыму все наши балеты, познакомить зрителей с такими шедеврами русской классики, как «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Дон Кихот». Раньше мы не гастролировали в Крыму с большими спектаклями: показывали концерты и одноактные балеты.
— Количество лебедей в кордебалете будете сокращать?
— Сокращенный вариант — это когда выводят 8 лебедей. У нас их будет 24. В таком варианте «Лебединое озеро» идет во многих театрах, может быть, за исключением Большого и Мариинского. Когда я был худруком балета Большого театра, там танцевали 24 лебедя.
— Не будет ли тяжело артистам выступать каждый день — при условии регулярных переездов?
— Крымские города находятся не так далеко друг от друга. К тому же мы едем туда не отдыхать, гастроли — это наша работа. И подобный режим для нас привычен.
— Насколько крымская публика любит балет и разбирается в нем?
— На прошлых наших гастролях всегда были аншлаги. Нас везде любят, но там уже своя, родная публика. Конечно, нельзя сказать, что местные зрители разбираются во всех деталях балета. Но ведь мы туда ездили и едем, чтобы классический танец популяризировать. Все понимают, что сейчас с восприятием серьезного искусства есть проблемы. А хотелось бы, чтобы молодежь приобщалась к балету.
— Театр планирует открыть в Крыму балетную школу. Педагоги будут преподавать в формате мастер-классов или хотите наладить непрерывный учебный процесс?
— Мастер-классы мы проводим и во время гастролей. А раз уж Крым стал территорией России, нам хотелось бы там открыть русскую балетную школу. Может быть, потом она перерастет в училище. Все-таки Крым находится довольно далеко от Москвы и Санкт-Петербурга, где находятся главные наши хореографические академии. Не у всех есть возможность ехать туда учиться. Было бы неплохо иметь в Крыму хотя бы начальные классы, чтобы потом кого-то из учеников рекомендовать в центральные школы. Мы постараемся это сделать. Сейчас ведутся переговоры.
— В новом сезоне Большого театра будет восстановлена «Легенда о любви» Юрия Григоровича, в которой вы в свое время танцевали. Интересуетесь процессом реставрации?
— Мы с Юрием Николаевичем сейчас очень плотно общаемся. Я сижу в жюри многих конкурсов, которые он возглавляет, иногда даже заменяю его, когда он нездоров. Если Юрий Николаевич предложит мне участвовать в восстановлении «Легенды о любви», я с удовольствием соглашусь, потому что это один из моих любимых спектаклей. Я очень трепетно к нему отношусь.
— Прошел год с момента, как Владимир Урин возглавил Большой театр. На ваш взгляд, произошли за это время какие-то положительные сдвиги в жизни главного театра страны?
— Я сейчас не очень внимательно слежу за жизнью Большого театра. Но точно могу сказать, что первый год — не показательный вообще. Когда я пришел в Большой худруком балетной труппы (Вячеслав Гордеев руководил Большим балетом в 1995–1997 годах. — «Известия»), мы в первый год выполняли только то, что было ранее запланировано. Не могли ни шага в сторону сделать, потому что есть обязательства, контракты. Этим же сейчас занимается и Урин.
— Какие премьеры ждут зрителей «Русского балета» в следующем сезоне?
— У нас много чего запланировано. Я начал большой проект с Николаем Юрьевичем Гришко — балет «Дон Кихот» с моей хореографией и его костюмами. Поздней осенью должна состояться премьера новой редакции моего спектакля «Балетное танго», который раньше шел в Большом театре. Мы — театр, который не имеет своего помещения, нам периодически дают сцену в Кузьминках. Но она невысокая и небольшая, поэтому премьеры надо показывать на других, более «балетных» сценах. Если все будет складываться хорошо, к концу сезона хочу поставить спектакль о Сталине — «Иосиф непрекрасный».