Московская филармония при поддержке Министерства культуры РФ провела III Всероссийский мастер-курс для дирижёров профессора Юрия Симонова.
Мастер-курс прошёл с 16 по 28 июля 2017 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского и в Камерном зале Московской филармонии.
Алексей РУБИН, ассистент Юрия Симонова в Академическом симфоническом оркестре Московской филармонии. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова по специальностям хоровое и симфоническое дирижирование. Принимал участие в мастер-классах Юрия Симонова, Теодора Курентзиса, Риккардо Мути, Василия Синайского, Юрия Темирканова, Виктора Ямпольского, Джонатана Бретта, Бруно Вайля. Лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижёров симфонических оркестров имени И. А. Мусина в Костроме (2013) и II Всероссийского музыкального конкурса.
– Каковы ваши впечатления от прошедшего мастер-курса?
– Я не знаю других мастер-классов по дирижированию, которые могли бы сравниться с мастер-курсами Юрия Ивановича Симонова по длительности и интенсивности работы. Только на таком мастер-курсе дирижёр имеет шансы чему-то научиться и вырасти.
– Могли бы вы назвать наиболее ярких участников этого мастер-курса?
– С моей точки зрения, не стоит так ставить вопрос. Кто воспринимает мастер-курс как конкурс, тот неправ. Перед слушателями курса не стоит задача проявить свою яркость, покрасоваться перед оркестром. Здесь цель иная: наиболее точно выполнять задачи, которые ставит перед ними маэстро. И не только в музыкальном аспекте, но и в мануальной технике.
– Как вы оцениваете работу вашего оркестра в мастер-курсе?
– Я бы назвал это подвигом. Оркестр двенадцать дней по четыре часа работал с совершенно разными дирижёрами, обладающими разной степенью мануального мастерства! А откликаться на то, что просит у них каждый из девяти дирижёров, которые сегодня выступают с ними!
– Рядом с Симоновым каждый день сидели ассистенты. Несколько раз это были вы. В чём заключалась ваша роль?
– Мы должны следить, чтобы партитура была открыта на том месте, которое сейчас звучит в оркестре. Если Юрий Иванович делает какое-то замечание, он просто показывает нам, и мы записываем. Кроме того, ведём хронометраж выступлений.
Никита СОРОКИН 26 лет. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова как музыковед. Параллельно был концертмейстером в разных дирижёрских классах, в том числе и в классе Юрия Ивановича Симонова. Затем поступил в Парижскую консерваторию на дирижирование, где закончил первый курс. Участник мастер-классов А. Цинмана, М. Франка.
– Каково ваше впечатление от прошедшего мастер-курса?
– Этот мастер-курс уникален, прежде всего, своей длительностью, и он проникнут такой идеалистической идеей. Первое – что здесь собрано так много дирижёров. И не просто вместе, а они друг на друга смотрят, критически подходят друг к другу, и всё это в дружеской атмосфере.
Я думаю, что таких мастер-курсов больше нигде нет. И репертуар подобран очень необычный. На тех мастер-классах, которые я знаю, не уделяется такого внимания русской музыке.
– Кто из тех, кого вы слушали, произвел на вас наиболее сильное впечатление?
– Это зависит от программы. Например, Первая часть Шестой симфонии Шостаковича мне очень понравилась у Тимура Зангиева. Прекрасный «Грустный вальс» Сибелиуса был у Фархада Гараюсифли.
– Из тех произведений, над которыми вы работали с оркестром, что вам было интереснее всего?
– Мне было очень интересно работать над «Утёсом» Рахманинова.
– Как вы оцениваете уровень оркестра?
– Оркестр прекрасно и точно реагирует на любой энергетический посыл, на любой жест дирижёра. С ним очень приятно работать.
– На следующий мастер-курс приедете?
– Если Юрий Иванович пригласит, то с огромным удовольствием.
Михаил ЛЕОНТЬЕВ 34 года. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им Римского-Корсакова по специальностям хоровое и оперно-симфоническое дирижирование. Лауреат нескольких Международных и Всероссийских конкурсов по дирижированию, в том числе I Всероссийского музыкального конкурса. Дирижировал многими российскими и зарубежными симфоническим оркестрами.
– Вы уже вполне сложившийся дирижёр, лауреат Первого Всероссийского конкурса оперно-симфонического дирижирования. Зачем вы приняли участие в этом мастер-курсе?
– Во-первых, я бы не сказал, что я уже сложившийся дирижёр. В тридцать с небольшим лет невозможно стать сложившимся дирижёром.
Во-вторых, почётно получить приглашение от Московской филармонии и от Юрия Ивановича Симонова принять участие в мастер-курсе. Я не знаю ни одного человека в мире, которому помешала бы дополнительная информация и, если можно так сказать, курсы повышения квалификации. У меня даже раздумий не было: ехать – не ехать. Было предвкушение чего-то нового и интересного.
– Что нового вы получили?
– Во-первых, я раньше так долго и тесно не общался с Юрием Ивановичем, потому что он не мой педагог.
– А у кого вы учились?
– Первые уроки я получил у Равиля Мартынова. Потом учился у Владислава Чернушенко. Юрий Иванович знал меня ещё со студенческих лет. Но на конкурсе мы не общались. Здесь же появилась возможность более тесно познакомиться. И он смог передать часть своего опыта и видения. Прежде всего, это. С ним очень интересно общаться и услышать его мнение.
Ещё – незабываемые ощущения от общения с оркестром. Очень разные композиторы. Разные произведения. И выйти и продирижировать произведением в своём стиле, как тебе кажется – это большое испытание, часть этого интересного проекта.
– Вы принимали участие в подобных мастер-классах?
– Я принимал участие во многих мастер-классах и конкурсах. Но этот мастер-курс особенный по количеству времени, проведённому вместе, по количеству занятий с оркестром, пристальному вниманию педагога.
Этот мастер-курс, вероятно, для меня последний. И очень хорошо, что именно этот мастер-класс станет заключительным и ярким восклицательным знаком на долгие годы.
– Юрий Иванович всё время акцентирует внимание на необходимости обязательно дирижировать с палочкой. Вы же дирижировали «Шехерезаду» Римского-Корсакова без палочки.
– Я ещё антракты Бизе дирижировал без палочки.
– Как прореагировал на это маэстро?
– Негативно.
– Почему вы на это решились?
– Во-первых, я не его студент. Мы взрослые люди. Юрий Иванович – уникальный человек. Он в первую очередь смотрит на тебя как на личность. Он не принуждает. Да, своих студентов он заставляет дирижировать с палочкой.
Смысл выступления в этом мастер-курсе с оркестром – показать своё ощущение музыки. Поэтому когда я выходил, то ощущал музыку именно так. Каждый человек разный. Для меня дирижирование этими сочинениями с палочкой было бы дискомфортным. Мне кажется, что не стоит заострять на этом внимание. Есть более интересные вещи в музыке: разнообразие звуковой палитры, чем обсуждение: с палочкой или без неё.
Юрий Иванович правильно говорит – кто умеет обращаться с палочкой, тот дирижирует с палочкой. Кому она мешает – тот дирижирует без неё и правильно делает. Мне не то чтобы неудобно, но я эту музыку чувствую руками.
– И пластикой?
– Да, пластикой. Юрий Иванович в чём-то категоричен, но где-то он даёт свободу. Он прожил достаточно длительную и насыщенную жизнь, и человек он уникальный. Он не только музыкант прекрасный, но ещё и психолог. Он знает, в какое время кого пнуть, а кого похвалить. Это тоже часть нашей профессии, потому что мы должны работать с разными людьми в оркестре.
Чем интересны такие мастер-классы? Тем, что именитые дирижёры делятся своим жизненным опытом и стараются оградить молодое поколение от ошибок, которые сделали они. Юрий Иванович неоднократно подчёркивал это.
Берик БАТЫРХАН 27 лет. Окончил Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы по специальности оперно-симфоническое дирижирование. Участвовал в мастер-классах В. Папяна, М. Балдери, Ю. Симонова. Художественный руководитель и дирижёр Симфонического оркестра Государственной академической филармонии Астаны
– Вы возглавляете второй по рангу оркестр в Астане – Госоркестр филармонии, и в таком высоком ранге всё же приняли участие в мастер-курсе. Почему?
– Потому что здесь преподает Юрий Иванович Симонов. Я был на его мастер-курсе в 2014 году. Уже тогда, ещё студентом, понял, что это полезно любому дирижёру независимо от возраста.
– Чем отличаются между собой Второй и Третий мастер-курсы?
– На Втором я больше уделял внимания внешней стороне дела – мануальной технике. В этот раз я сосредоточился на содержании музыки. А помогла мне в этом техника, полученная мной на предыдущем Мастер-курсе.
– Что вам особо запомнилось в этом мастер-курсе?
– Творческая атмосфера. Индивидуальный подход к каждому участнику. Юрий Иванович видит проблемы каждого участника и сосредоточивает внимание именно на этих проблемах. Для меня он указал на важность сохранить творческий настрой при наличии большой административной работы. Разделять: руководящую должность – и творческую работу.
– Что бы вы пожелали участникам будущих мастер-курсов Юрия Симонова?
– В первую очередь – исполнять все указания маэстро. Молодому участнику может порой показаться: то, что говорит Юрий Иванович, не подходит к образу, который видится мне. Но тогда надо уметь технически показать, что ты имеешь в виду. Мануальная техника должна соответствовать твоему замыслу. Твои жесты должны быть просты и понятны – и соответствовать идее композитора.
Беседовал Владимир Ойвин