78-летний литовский дирижер Саулюс Сондецкис выступил в киевской филармонии с камерным оркестром ”Киевские солисты”. Остановился в гостинице ”Турист” на 11-ом этаже.
Двери ”ГПУ” отворила его жена — блондинка в кожаном плаще. Сондецкис сидит в кресле у окна. На нем шерстяной свитер и легкое пальто. На шнурке висит телефон ”Нокия 6020”.
– Правда, что ваш Литовский камерный оркестр ликвидировали?
— Я не ладил с бывшим министром культуры Ромой Жакайтене. Считал, что музыкальные коллективы не должны подчиняться еще какой-то организации. А филармония, которой мы принадлежали, поставила надо мной пять начальников.
Каждый пустяк нужно было согласовывать и выпрашивать. Все деньги в одном казане. Хотят — ложку тебе дают, а хотят — целый стакан. Прошу денег на интересного солиста. Не дают. Потом находят, но поздно и не для меня. Я хотел эту систему сломать и отделил оркестр.
Через месяц, 18 июня 2004-го, коллектив ликвидировали. Я остался без работы. Хотя со мной подписали контракт на 5 лет. А в Вильнюсской филармонии сразу возник другой оркестр.
Говорит, жена Сильвия когда-то была концертмейстером его оркестра.
— Она виолончелистка, ученица Ростроповича. Была профессором Музыкальной академии. Но давно забросила карьеру и ездит со мной по миру. Двое младших сыновей работают в оркестрах Зальцбурга и Гамбурга, заместителями концертмейстеров.
А старший Саулюс — тележурналист, бывший директор Литовского телевидения.
– Вас пригласил дирижировать ”Виртуозами Москвы” Владимир Спиваков…
— 1 апреля этого года в Большом зале Московской консерватории я с ”Виртуозами” готовил очередной концерт. Случайно кому-то сболтнул, что исполняется 50 лет, как я стал за пульт. ”Виртуозы” тайком объединились с башметовскими ”Солистами Москвы” и вместе вышли на сцену. Для России это стало сенсацией. Ведь эти два коллектива-конкурента не дружат. Хотя Башмет и Спиваков как музыканты чем-то похожи, у них очень красивый звук. Редко кто достигает ”пения” такого класса. Башмет имеет уникальную способность на сцене перенимать манеру партнера, почти на грани пародии. Спиваков мне даже жаловался: гляди, он же играет, как я!
На подоконнике лежит книжка ”Ін@родний артист” скрипача Гидона Кремера. На титульной странице написано: ”Любимым Саулюсу и Сильвии с благодарностью за основу KB”.
— ”КВ” — это ”Кремерата Балтика”, оркестр, с которым Гидон сейчас гастролирует по всему миру. Мы его вместе организовывали. Собрали музыкантов. И за месяц выучили около сорока произведений. Моя карьера только после 1990 года сложилась как дирижерская. До тех пор я около десяти молодежных оркестров поднял на ноги.
Говорит, что создавал и киевский оркестр ”Киевские солисты”, который возглавляет дирижер Богодар Которович.
— Дочь Которовича Мирося — такой прекрасный концертмейстер, так ведет оркестр! Может, в будущем и она станет дирижером. Но пусть еще поиграет. Жаль, когда классных исполнителей тянет к более ”легкой” профессии. Она в действительности не более легкая. Может, более комфортная. Пока я один раз махну палочкой, оркестрант сыграет десять нот. Но добиться высокого качества звучания от оркестра тяжело. А еще дирижеру нужны воля, настойчивость и хорошее здоровье. Я в день концерта не имею права заболеть. На выступлении в Финляндии дирижировал с температурой 41. На концерте в Австрии дико болели почки из-за камней. На сцене еще держался. А за кулисами чуть Богу душа не отдал.