Самые значимые люди в российской и мировой культуре в 2016 году, ее самые значительные события и ключевые тенденции…
Итоги года в культурной сфере анализирует пианист Алексей Гориболь.
— Что касается событий в мире музыки, случившихся в 2016 году, то в опере это, несомненно, «Билли Бадд» в Большом театре – потому что, помимо осуществившегося ожидания, что это будет очень хорошо, кроме по-настоящему сильных работ английских солистов, необходимо отметить уникальную работу самого Большого театра: оркестра, хора, филигранных с точки бриттеновского стиля работ наших ребят, выходящих в небольших партиях – Станислава Волкова, Марата Гули, Станислава Мостового.
И конечно потряс Юрий Самойлов – баритон, который спел Билли Бадда: он оказался просто влитой – фактурой, качеством голоса и стилем. Да и саму постановку стоит отметить: осуществленная силами Английской национальной оперы, строгая, предельно корректная, она не оттягивала на себя внимания, позволяя сосредоточиться на достоинствах музыки Бриттена.
Продолжая говорить об опере, стоит отметить дебют Олеси Петровой на сцене Михайловского театра: она спела Сантуццу в «Сельской чести» и Графиню в «Пиковой даме». Я считаю Олесю одним из лучших на данный момент меццо-сопрано в России. А тут, помимо всего прочего, она проявила себя еще и как разносторонне одаренная актриса.
Главное событие в балетном мире – определенно, фестиваль «Context. Диана Вишнева» с интереснейшими современными постановками, мастер-классами, фильмами, – который определяется, в первую очередь, личностью самой Дианы: ее буквально жертвенным отношением к профессии, ее умением собирать вокруг себя единомышленников, ее феерическим талантом балерины.
В сфере исполнительского искусства главное событие года – это, несомненно, победа на Международном конкурсе пианистов в Сиднее нашего Андрея Гугнина.
Это крупнейший конкурс, наряду с конкурсами Клайберна и Чайковского. Причем, Андрей Гугнин взял еще и все возможные побочные призы: за лучшее исполнение фортепианного концерта, лучшее исполнение фортепианного концерта XIX–XX веков, лучшее исполнение сонаты для скрипки и фортепиано.
Вопросы вызывает тот факт, что на прошлом Конкурсе Чайковского Андрей не прошел на второй тур. Отмечу, что победа Гугнина в Сиднее – это победа той ветви русской фортепианной школы, которая идет от Генриха Нейгауза, потому что Гугнин учился у Веры Горностаевой, и очень жаль, что она не дожила до триумфа своего ученика.
В очень важном международном оперном конкурсе – «Опералия» Пласидо Доминго – тоже два российских лауреата, молодых артиста, только что принятых в труппу Большого театра: тенор Богдан Волков, о котором я уже говорил в связи с «Билли Баддом», получил вторую премию, а Ольга Кульчинская – третью.
Еще я хочу сказать о невероятной активности в 2016 году московского композитора Сергея Ахунова. Его сочинения исполняют ведущие российские музыканты.
В этом году вышел его первый диск и состоялся его большой авторский концерт в московском Доме музыки – с участием музыкантов-виртуозов Полины Осетинской, Владимира Розанова, Рустама Комачкова. И я приложу все усилия, чтобы организовать авторский концерт Сергея Ахунова в Петербурге.
И последнее, что я хотел бы отметить в этом году – деятельность нашей главной отечественной студии «Мелодия», абсолютно реформированной Кариной Абрамян.
«Мелодия» превратилась в мощную живую студию. Здесь вышли уникальные диски: диск к столетию Эмиля Гилельса, диск «Все симфонии Шостаковича» в разных интерпретациях – к 110-летию, впервые в записи вышли «Дети Розенталя» Леонида Десятникова. Причем, отдельно надо сказать про полиграфическую роскошь этих изданий и их триумф на Западе.