С 21 по 28 апреля 2016 в Саратове проходит III Международный конкурс виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого. 27 апреля слушателей ждет самый напряженный и ожидаемый этап смотра: финальный тур в старшей возрастной категории, который пройдет в сопровождении Академического симфонического оркестра Саратовской филармонии под управлением Алексея Ходорченкова.
По итогам двух сольных этапов финалистами стали: Александра Перлова (Россия), Мадлен Дюко (Франция), Тимур Колодяжный (Россия), Андре Станковский (Венгрия), Рустем Хамидуллин (Россия) и Дарима Цыремпилова (Россия).
Один из самых опытных участников состязания, 26-летний Рустем Хамидуллин, с первого тура сумел завоевать любовь публики и признание критиков. Накануне финала он рассказал, что привело его на конкурс Кнушевицкого, почему на XV конкурсе имени Чайковского его постигла неудача и что в игре на виолончели для него самое важное.
– Рустем, за плечами у вас победы на серьезных международных состязаниях. Чем привлек конкурс Кнушевицкого?
– Сейчас я живу в Германии, но все же я россиянин и очень скучаю по дому. Когда подворачивается возможность приехать сюда (не только в родную Уфу или в Москву), я с радостью хватаюсь за эту возможность. Вот так оказался и в Саратове. И надо сказать, нисколько не пожалел, что решил участвовать в конкурсе, потому что организовано все на самом высоком уровне.
Сюда, например, приехал музыкант из Венгрии. Он рассказал, что его специально встретили в Москве, чтобы сопроводить из одного аэропорта в другой. Казалось бы, это его личное дело – как он будет добираться до места, кого это должно волновать? А здесь об этом позаботились.
Вообще все организационные моменты продуманы, я пока не увидел никаких минусов – одни плюсы. И за это я очень благодарен уже сейчас, каким бы ни был окончательный результат.
– Год назад ваше имя было на слуху в связи с конкурсом Чайковского. Как победитель Всероссийского музыкального конкурса вы были допущены в первый тур, миновав «сито» предварительных живых прослушиваний. Но на самом конкурсе вы не прошли на второй тур, что произошло?
– Ничего особенного не случилось, просто я слишком «зажался» – подействовала атмосфера, слишком много там было известных людей, велики ответственность и возложенные на меня ожидания.
После первого тура я слушал конкурс уже как простой зритель и получил огромное удовольствие. Кстати, это еще один ответ на ваш первый вопрос о том, чем привлек меня конкурс Кнушевицкого – я хотел здесь «разжаться».
Скажу честно, меня совсем не беспокоит, каким будет окончательный результат, а вот мнение членов жюри, которые следили за конкурсом Чайковского, и публики, для меня очень важно. Смысл ведь не в том, чтобы гнаться за премией – конкурс проходит, после него жизнь продолжается.
Конечно, хотелось бы, чтобы после конкурса были концерты. Здесь организаторы тоже приходят к этому – главный приз в этом году, помимо денежной премии, это концерт с симфоническим оркестром в Италии.
– В первом туре конкурса Кнушевицкого вы очень оживили обстановку в зале: вместо «Пеццо-каприччиозо» Чайковского, которое перед вашим выступлением прозвучало уже раз пять, вы сыграли эффектную «Хору стаккато» Динику.
– Как я понял, конкурсная программа основывается на репертуаре Святослава Кнушевицкого. Немного, правда, странно, что в финале, где на выбор предложено несколько концертов, нет концерта Дворжака. Получается, что Кнушевицкий его не играл? С трудом в это верится.
А во всем остальном программные требования здесь логичны, хотя и очень высоки. Список обязательных сочинений предполагает, что исполнитель всегда может выбрать. Кстати, «Хоры стаккато» в требованиях не было, но я спросил у организаторов – можно ли мне ее взять. Меня попросили подготовить две пьесы – из списка и эту. В итоге был Динику.
– На каком инструменте вы играете?
– Я сейчас играю на инструменте начала прошлого века. Мастер – Ромео Антониацци. Но для конкурса это не так важно. На свойства виолончели во время конкурсных прослушиваний обращают внимание только на первых нотах, а потом внимание переключается уже на другие вещи.
– Что для Вас самое важное в игре на виолончели?
– Большой вопрос, и на него нет однозначного ответа. Сегодня я могу ответить одно, а завтра это будет уже что-то другое.
Не так давно я был на мастер-классах в Великобритании у Стивена Иссерлиса. Глядя на него, понимаешь, что такое искусство: это не игра на виолончели, это даже не музыка, это что-то эмоционально-чувствительное, некие химические процессы внутри, которые рождаются и находят путь вовне естественно.
Все очень просто: человек заходит в комнату, и всё оживает, люди начинают улыбаться. То же самое происходит на сцене. В каком бы камерном составе он не играл, от него исходит нечто, на что люди откликаются, что-то начинает происходить.
Всю жизнь я учился играть на виолончели, я работал и что-то даже заработал – какие-то премии, призы. И удовольствие я получал только тогда, когда достигался некий результат. А Иссерлис сидит рядом и своим примером показывает: музицирование, то есть то, чем мы занимаемся вот прямо сейчас, это и есть счастье, это и есть удовольствие.
– Считается, что виолончелисту труднее пробиться на большую сцену, чем пианисту или скрипачу. Да и жизнь у виолончелиста тяжелее, на самолет нужно два билета покупать, вместо одного…
– У каждой специальности есть и плюсы, и минусы. Ну да, мы покупаем второй билет, а пианист – нет. Зато у пианиста нет своего собственного инструмента на гастролях и ему каждый раз нужно адаптироваться, приноравливаться к новому.
Скрипачам во многом проще, но их слишком много, а значит и конкуренция выше. Насчет трудностей с тем, чтобы «пробиться», могу сказать только за себя: нет ничего невозможного. Удача, конечно, играет большую роль. Но она приходит только к тем, кто к ней готов.
***
Рустем Хамидуллин родился 29 мая 1989 года в Уфе. Учился в Российской академии музыки им. Гнесиных (педагог Владимир Тонха).
В 2008 году был принят в Базельскую высшую школу музыки в класс проф. Ивана Монигетти. В настоящее время совершенствует мастерство в Штутгартской высшей школе музыки и театра в классе проф. Конрадина Бротбека.
В 2014 году одержал победы на II Всероссийском музыкальном конкурсе и Международном конкурсе в Гисборне (Новая Зеландия), а также стал вторым на 52-м Международном конкурсе и фестивале им. Л. Бетховена в замке Градец-над-Моравицей (Чехия).
В сезоне 2009/2010 стажировался в Базельском симфоническом оркестре, с января 2015 года проходил стажировку в Симфоническом оркестре Юго-Западного радио Германии.
Беседовала Елена Чишковская