7-11 января в Большом зале Московской консерватории состоится премьера концерта современной классической музыки “Рождественская музыкальная сказка”, он написан эксклюзивно для Государственного академического камерного оркестра России.
Эта премьера исключительна уже потому, что написана специально для главного академического оркестра страны, больше её в обозримом будущем никто исполнять не будет. Уникальность нового произведения композитора Андрея Рубцова в том, что в классическое произведение введены партии бас-гитары, ударной установки, а сюжет повествует о Рождественской ночи, проведённой юным героем за компьютером.
Обо всём по порядку “ВМ” побеседовала с главными виновниками премьеры.
Главный распорядитель балов, он же – художественный руководитель Государственного академического камерного оркестра России и музыкант этого оркестра, один из лучших гобоистов в мире Алексей Уткин рассказал нам:
– Мы должны разносторонне развивать наших детей. В этом и заключается главная идея нашего проекта.
– Алексей, но есть проверенные, любимые публикой произведения о Рождестве, а вы рискнули замахнуться на создание нового…
– Несколько надоело играть один и тот же набор произведений к этому почитаемому празднику. Год назад у нас был успешный опыт сотрудничества с молодым композитором Андреем Рубцовым, он написал для нашего оркестра небольшое произведение. Поэтому с идеей о современной интерпретации Рождественской темы я обратился к нему.
– Как ощущаете, этот проект тоже будет успешным?
– Получилась вещь в духе времени, здесь и классическая музыка, и новые стили и жанры музыки, и сказка – современная, с компьютерными путешествиями – это увлечёт детей сюжетом и красотой академической музыки.
Композитор “Рождественской музыкальной сказки” Андрей Рубцов поделился с нами своим мнением:
– Концерт написан специально для Государственного академического камерного оркестра России, это идея его художественного руководителя Алексея Уткина. Он рассказывал, что в молодости играл в группе на гитаре. В моём концерте, например, гитарными партиями представлен мир роботов.
– Андрей, вы написали концерт, а заявлен целый бал. Что будет происходить на сцене?
– Главной останется музыка, необычная. Вести сюжет помогает рассказчик, а визуально сказку поддерживают видеоинсталляцией – на огромном мониторе демонстрируются слайды, немного анимации. Не было цели уходить в диснеевский формат, это не мультики, а дополнение к музыке.
– Тема геймерства, рок-звучание некоторых частей сказки – не уступка ли это вкусам юных слушателей?
– В хорошем смысле – уступка. Я считаю, что это правильный путь, чтобы заинтересовать ребят академической музыкой. К ней я добавил и современные стили, и такую классику как джаз.
– Зачем увлекать ребят непременно академической музыкой, как она развивает личность?
– На мой взгляд, классическая музыка – самая обобщённая, абстрактная сфера искусства, которая максимально отстоит от нашего повседневного мира, напоминает о гуманности. Нужно помнить, что наша жизнь – это не только обыденность: толчея в метро, пробки на дорогах… Классическая музыка сродни философии, она взывает к чувствам, настраивает думать о высшем, ценить саму жизнь.
– Андрей, участь рождественского произведения – блеснуть на сцене только в этот праздник?
– Многие классические произведения вообще один раз исполняются, так что мне повезло – пять премьерных концертов, это Рождественский, Серебряный, Золотой, Рубиновый и Изумрудный балы в ближайшие дни плюс исполнение сокращенной версии концерта. Но если публика благожелательно примет сказку, на следующее Рождество можно повторить!
Алексей Уткин – “Золотой гобой России”, вывел гобой, как прежде считалось – инструмент массовки, в качестве сольного инструмента. Алексей Уткин успешно сочетает активную концертную деятельность и преподавательскую работу, он – профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 2010 года возглавляет Государственный академический камерный оркестр России Московской филармонии.
Андрей Рубцов в 2005 году окончил Московскую консерваторию по классу гобоя, в 2008 — по классу оперно-симфонического дирижирования, дважды — с отличием. В том же году поступил в аспирантуру Королевской академии музыки в Лондоне в класс профессора Колина Меттерса.
Мила Славская, “Вечерняя Москва”