Выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Раушан Якупов встал у руля Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан в 2015 году. Молодой, амбициозный дирижер настроен основательно.
Те необходимые меры, которые он претворяет в жизнь, направлены на укрепление позиций доверенного ему оркестра в общероссийском ранге, на развитие его профессиональной гибкости и поиски индивидуального стиля.
О том, с каким багажом коллектив подошел к отметке в четверть века, маэстро рассказал Юлии Чечиковой.
– Раушан, вы – коренной уфимец, но принадлежите к петербургской дирижерской школе. Чувствуете ли вы себя преемником ее славных традиций?
– Мне очень повезло с педагогами. Я начал свой путь с Валерием Платоновым в Уфе; в Санкт-Петербурге моим наставником был Равиль Мартынов, к сожалению, не так долго проживший…
После его ухода продолжил учёбу у Василия Синайского, дирижера, сделавшего большую карьеру на Западе. Мои педагоги учились у мастеров, которые непосредственно общались с великими композиторами, крупными деятелями музыкальной культуры.
Я очень признателен всем своим педагогам за то, что получал знания у таких музыкантов.
– Вот уже несколько сезонов вы работаете с Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан. С какой программой действий вы пришли в этот коллектив, и какие выводы смогли сделать за время вашего сотрудничества?
– В статусе главного дирижера оркестра я работаю уже три года, а художественное руководство принял на себя не так давно – 1 июня 2017. Предложение поступило тогда, когда работал в Астрахани.
На тот момент у меня уже был опыт работы с этим оркестром. Здесь собрались в основном музыканты моего поколения. С одной стороны, у них есть амбиции, желание что-то доказывать, им в этой профессии не скучно. С другой, это уже не вчерашние выпускники консерватории…
Мы вместе подошли к первой серьезной дате – 25-летию.
– Жизнь Национального симфонического оркестра Башкортостана за последние несколько лет приобрела иную динамику. Какие самые значимые события в жизни оркестра вы бы отметили за последние несколько лет?
– Оркестр получил разностороннюю поддержку. У нас появилась своя площадка. Раньше мы выступали в концертном зале Училища искусств, а сегодня мы, хоть и не на правах хозяев, базируемся в ГКЗ «Башкортостан», располагаем собственным репетиционным залом, своими административными помещениями.
Конечно, существуют некоторые неудобства – к примеру, процесс согласования с администрацией концертного зала дат выступлений наших приглашенных солистов. Но, все равно, я считаю большой победой то, что оркестр и репетирует, и играет в одном и том же здании.
– Но концертный зал – универсальный, и акустически вряд ли может вас полностью устраивать.
– Соглашусь, зал принимает у себя разных исполнителей, в том числе и эстрадных, танцевальные коллективы, антрепризные спектакли. Акустические параметры не совсем нам подходят. Но раньше и этого не было.
В нынешнем году нам увеличили финансирование, и мы, объявив конкурс, намерены качественно усилить оркестр. По составу это должен быть большой симфонический оркестр, а у нас пока наблюдается недобор по многим группам инструментов. Музыкантов должны привлечь достойные зарплаты.
Вы понимаете, нам выделяют деньги с перспективой на то, что оркестр сможет заявить о себе иначе… Добавлю что, недавно правительство республики выделило нам транш на покупку инструментов.
Эти деньги – лишь четвертая часть от той суммы, в которой нуждается оркестр. Но если рассматривать весь объем дотаций и новое собственное помещение, то перспективы видятся оптимистические.
– Какие инструменты вы намерены приобрести?
– Фагот, две трубы, две валторны авторитетных фирм-производителей. Качественный профессиональный инструментарий всегда требует солидных вложений. Но музыканты должны играть именно на таких инструментах.
– С чем связан возросший интерес к оркестру со стороны чиновников?
– Правительство понимает, что если музыканты уезжают из родного города ради работы в соседних регионах, то это обусловлено как творческими, так и финансовыми обстоятельствами.
Руководство республики создало условия для сохранения нашего собственного творческого потенциала и, более того, возвращения тех музыкантов, которые в свое время покинули Башкортостан в поисках лучшей доли. И положительный эффект есть – у них появляется желание работать в родном городе, что, безусловно, приятно!
– Расскажите, каким вы видите репертуар возглавляемого вами оркестра?
– Чтобы серьезно заявить о себе, мы должны играть соответствующий репертуар: это Малер, Рихард Штраус, Шостакович, Брукнер – все те крупные опусы, которые могу себе позволить топовые оркестры. Мы будем подходить к ним пошагово – от более простых сочинений к сложным.
– В этом году вы даже включили в программу одного концерта «Тризну» Малера.
– Более того, в январе мы исполнили его Первую симфонию «Титан». Подход к таким опусам – серьезная заявка.
В перспективе мы должны чаще питать Малером оркестр и слушателей, но не только его музыкой, но и Шостаковича, Стравинского. Достаточно сказать, что мы открывали сезон «Пульчинеллой» и Скерцо à la Russe Стравинского. Вместе с участником проекта «Музыкальная сборная России» Санкт-Петербургского Дома музыки, скрипачом Степаном Стариковым эта программа повторялась 2 ноября.
– Помимо классики, оркестр исполняет опусы современных композиторов…
– Мы периодически устраиваем вечера, в том числе и в рамках фестиваля современной музыки, играем сочинения молодых композиторов – уфимских, казанских, екатеринбургских. Прошлогодний фестиваль была ориентирован на зрелых мастеров из разных регионов России и зарубежных стран. В декабре мы будем чествовать башкирских композиторов-юбиляров.
Две трети нашего репертуара занимает популярная классика, к ней мы добавляем какие-то новые сочинения современников – отечественных или из других стран и регионов. Я стараюсь расширять репертуар, вставляя почти в каждую программу музыку, которую оркестр еще никогда не исполнял.
Также мы стараемся донести до публики мысль, что существует огромное количество гениальной музыки, не только сверхпопулярной. В юбилейный год Чайковского мы пытались максимально широко охватить наследие русского классика, исполнив не только симфонии, но и все инструментальные концерты.
У слушателя должен быть выбор. Безусловно, важно давать ему то, к чему он привык, но также открывать и новые произведения. Подобная стратегия имеет два вектора: она полезна и для кругозора слушателей, и для профессионального роста оркестра.
– А как насчет приглашенных солистов? С вами выступали Вероника Джиоева, Борис Березовский, Ильдар Абдразаков, Никита Борисоглебский… Это все результат личных контактов?
– С Вероникой Джиоевой мы однокурсники и она любезно согласилась спеть сольный концерт в Уфе. Что касается Бориса Вадимовича, то мне рассказывали, что он открыт и приятен в общении.
Весной этого года мы проводили фестиваль к 25-летию оркестра, и я просто предложил ему выступить в Уфе. Он нашел в своем графике «окно» и приехал сюда впервые как солист.
С Никитой Борисоглебским оркестр сотрудничал и до меня, он неоднократно бывал здесь, в том числе и в качестве члена жюри конкурса Владимира Спивакова.
С Ильдаром знакомы с детства.
Помимо этого существует взаимодействие с Санкт-Петербургским Домом музыки. Мы не один год сотрудничаем с участниками проекта «Музыкальная сборная России»: Филиппом Копачевским, Айленом Притчином, Александром Раммом… Они к нам приезжают с удовольствием и хорошо отзываются об оркестре.
– Кроме названных музыкантов, кого бы вы еще хотели пригласить в Уфу?
– Из скрипачей это Вадим Репин, из виолончелистов – Александр Бузлов, из пианистов – лауреат последнего конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев. Павел Милюков с Сергеем Ролдугиным будут играть у нас Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса.
– В России и в мире много интересных музыкантов. Почему вы отказались от участия солистов в юбилейном концерте оркестра 28 октября?
– В данном случае, юбиляры – оркестранты. Поэтому я выбрал только оркестровую музыку – хорошую популярную классику.
Единственные приглашенные гости – Государственная академическая хоровая капелла Республики Башкортостан имени Тагира Сайфуллина, наш постоянный партнер.
Мы исполнили два хоровых произведения – «Павана» Форе и премьерное сочинение, подарок от композитора Шамиля Шарипова «Баллада о земле Башкирской» в оркестровке Валерия Скобелкина.
Юлия Чечикова, “Музыкальная жизнь”