VI Мальтийский Международный музыкальный фестиваль продолжает серию концертов-посвящений… 20 апреля – день Сергея Васильевича Рахманинова.
В Средиземноморском Конференц-центре состоялось выступление Николая Луганского и Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна. Концерт был посвящен 145-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова. Динамично построенная форма этого концерта-посвящения с кульминационным исполнением в финале «Симфонических танцев» никого не оставила равнодушным: долгие овации, крики «брави» и «бис».
Открыл концерт «Вокализ» в переложении для оркестра самого автора – он стал своего рода нежной возвышенной прелюдией, предваряющей удивительно тонко прочтенную сверхэмоциональную «Рапсодию на тему Паганини» в исполнении Николая Луганского.
Симфонический оркестр Армении, здесь, на Мальтийском фестивале, – в особенно приподнятом настроении. Рахманинов сиял и переливался всеми красками Средиземноморья: ослепительные отблески солнца на прибрежных скалах, небесная лазурь и стихийный необузданный шквал морского прибоя… Природа, такая близкая духу музыки Рахманинова, во всей своей красоте была прочувствована музыкантами в «Симфонических (по первому названию «Фантастических») танцах».
Перед началом концерта Николай Луганский рассказал о своем лаконичном посещении Мальтийского фестиваля.
— Николай, наверное, для вас это особое вдохновение – выступать на берегу залива, находится на прекрасной ривьере…
– Я на Мальте – всего несколько часов. Ощущения прекрасные, самые замечательные. Приземлился ночью – практически ничего не видно, но слышен изумительный шум моря, а утром – потрясающий восход солнца, фантастическое море, в котором я всё-таки планирую искупаться!..
Но скажу так, наверное, самым сильным моим вдохновителем всегда являлась музыка. Безусловно, я избалованный человек в плане путешествий, и не устаю поражаться, насколько всё необычайно разное. И везде особенно прекрасно: и в Бразилии, и в России, и в Америке, и на Мальте…
Насколько я понимаю, это удивительный, ни на что не похожий остров, с какой-то потрясающей историей ордена госпитальеров… Надеюсь, что за эти полтора дня мне удастся что-то посмотреть, – послезавтра я улетаю, у меня – концерт в предместье Вены, и дальше – очень плотный концертный график.
— Как были выстроены Ваши отношения с Мальтийским фестивалем?
– Удивительное место – Кофемания рядом с Альма-матер – родной консерваторией. Там и состоялось мое знакомство с Константином Ишхановым – Президентом Европейского фонда поддержки культуры, и, к счастью, у меня нашлась дата, когда я смог бы сыграть, а дальше всё развивалось по замечательному сценарию – 145 лет Сергею Васильевичу Рахманинову. Мы остановились на Рапсодии на тему Паганини…
— Ваше представление об этом гениальном сочинении меняется с годами?
– Я не очень верю, что пианист может осознавать разницу в своей игре: раньше ты играл так, а теперь по-другому. Когда человек взрослеет, растет, в общем-то, он не всегда замечает, как меняется. Но на самом деле, меняется и очень сильно! Но не нужно об этом специально задумываться. Все должно быть естественно, – также естественно, как растёт и набирает мощь крона дерева, как изменяется со временем русло реки…
Первый раз я играл рапсодию в 96-м году в России, затем через некоторое время – уже в Лондоне… Представление об этом произведении, конечно же, изменилось, ведь я сыграл его с таким количеством оркестров – со всеми известными русскими коллективами, со многими американскими, с оркестром Берлинской филармонии. Сегодня мне будет очень любопытно с Армянским симфоническим оркестром его сыграть!
— Находясь на сцене, в процессе исполнения, как вы ощущаете время?
– Конечно, оно течёт по другому: иногда ускоряется, иногда – замедляется, а может и вообще остановиться! В музыке существуют такие моменты остановки времени, – это как особые заповедные места! Довольно трудно это объяснить, донести…
Есть вещи, которые зависят от времени. Вот, например, результат футбольного матча – увлекательно интересный: и этот результат сегодня, завтра, через две недели и через тридцать лет, – это очень разные вещи! Результат футбольного матча, который состоялся тридцать лет назад, любопытен, но не более! А звучащая музыка… через десять, через тридцать или сто лет, непонятно, когда она будет важнее…
Течение времени в музыке – это победа над временем! И победа над смертью!.. Подтверждением этому – Рахманинов… и Бах! Время для них течёт иначе, и оно не имеет остановки, не имеет конца… Оно может остановиться, и это – остановка мгновения, связанного с ощущением прекрасного…
Татьяна Эсаулова, Москва-Валетта