Прима-балерина Челябинского театра оперы и балета имени Глинки Татьяна Предеина танцует уже тридцатый (!) сезон.
Ученица Екатерины Максимовой, народная артистка РФ входит в топ-5 рейтинга известных женщин Челябинской области. А в историю российского балета она вошла как первая действующая прима, ставшая кандидатом наук.
Диссертацию по искусствоведению Татьяна писала в гримерной в перерывах между репетициями и выступлениями, по сути, в экстремальных условиях.
Впрочем, к экстриму балерина привыкла с детства. Вероятно, поэтому смогла много часов кряду, позируя скульптору, простоять на пуантах на столе, держась за гардину…
— Творческий век балерин недолог. До какого возраста можно танцевать, по вашему мнению?
— Балет – искусство молодых. Да, пенсия у артиста балета ранняя (после 20 лет стажа, у солистов – 15 лет). Но, если ты востребован, публика рукоплещет и ждет тебя на сцене, думаю, паспортные данные значения не имеют. Есть прекрасные примеры творческого долголетия…
— Один из них – Майя Плисецкая. Расскажите об участии в создании памятника легенде отечественного балета. Чем запомнилось сотрудничество со скульптором Виктором Митрошиным? Комфортно себя чувствовали в качестве натурщицы?
— Все мы знаем Майю Плисецкую. Весь балетный и художественный мир преклоняется перед ее талантом. Мне посчастливилось быть знакомой с Майей Михайловной и даже танцевать с ней на одной сцене.
Конечно, когда мне предложили позировать скульптору, я испытала гамму чувств, начиная от страха и заканчивая восторгом. Не скрою, мне это польстило. Но такая ответственность! Позируя, надо было держать этот накал, эту экспрессию. Очень трудно!
Когда скульптор занимался руками, я снимала пуанты, чтобы ноги отдыхали. По сантиметру поворачивалась, давая возможность мастеру проработать каждую мышцу, складочку костюма. Ведь зритель с первого взгляда должен был понять, что это Майя.
Мне кажется, автор справился прекрасно. Потом, конечно, разговоров хватало. Дескать, почему именно Предеина? Что, в столице балерин не нашлось?
— Вы проводите фестивали, которые считаются визитными карточками Челябинска. Как удается зазвать на Урал звезд мирового балета?
— Личные связи решают многие вопросы. И, конечно, большое спасибо людям, неравнодушным к балетному искусству, за финансовую поддержку. Фестиваль “В честь Екатерины Максимовой” стал более масштабным. Раньше основной идеей было участие учениц Екатерины Сергеевны в наших спектаклях. Теперь приглашаем целые коллективы, даже зарубежные.
— Сын пошел по вашим стопам. Довольны ли вы успехами Кирилла Данилова в профессии?
Татьяна Предеина: Да, он артист балета в труппе нашего театра. Его Король мышей в “Щелкунчике” на гастролях в Америке и Канаде имел большой успех. Дети очень хотели с ним сфотографироваться, потому что такого Короля мышей они не видели ни разу.
— Какого такого?
— Он же больше двух метров ростом, поэтому впечатлял своими внешними данными. В его репертуаре в основном гротесковые партии: Дон Кихот в одноименном балете, фея Карабос в “Спящей красавице”, злой гений Ротбарт в “Лебедином озере”, Король мышей в “Щелкунчике”. Череда отрицательных героев… Хотя в жизни он добрый. Конечно, даю ему профессиональные советы. Но я максималист, мне всего мало, надо лучше и лучше. Поэтому, наверное, не могу сказать, что сильно довольна его успехами.
— А в жизни сын советуется с вами?
— Да прямо! Кто из молодых людей родителей слушает?
— Если бы довелось начать все сначала, снова бы стали балериной?
— Думаю, я бы выбрала этот путь, но гораздо внимательнее относилась бы к маминым советам, рекомендациям педагогов и избежала бы ошибок.
Плисецкая, которой мы не знали. 13 фактов о великой балерине
— Хотите сказать, что были непослушной дочерью и ученицей?
— Нет, я примерная ученица, круглая отличница. Целый год в Пермском балетном училище получала ленинскую стипендию. А когда пришло время подавать документы во второй раз, сделала все, чтобы воспрепятствовать.
На уроках не отвечала на вопросы преподавателей. Просто стояла у доски и молчала. Учителя понимали, что я все знаю, ставили в журнале точку и предупреждали: спросим завтра. Ну не хотела я эту ленинскую стипендию! Потому что наш педагог по классическому танцу Людмила Павловна Сахарова весь год потом шпыняла: “Стипендиатки-лауреатки, ничего не понимаете в балете!”
— А вам нравится современный танец?
— По-разному. Безусловно, есть интересные работы, но какие-то вещи я не могу смотреть. Вообще хореографическое искусство многообразно, и у каждого вида танца свои почитатели. Поэтому на гала-концертах “Татьяна Предеина приглашает…” представляю различные направления: и классику, и неоклассику, современные, народные, характерные танцы. При этом зову не только мастеров, но и совсем юных артистов.
Челябинская прима Татьяна Предеина подарила городу праздник балета
При институте музыки имени Чайковского открылся хореографический колледж, и его учащиеся уже плотно заняты в репертуаре театра, участвуют в концертах наравне со звездами балета. Это очень хорошая практика для детей. Я знаю по себе, что такое быть с малолетства на сцене.
Сейчас, наблюдая за юными артистами, вижу, как они меняются. Сначала многие вообще не понимали, зачем они здесь. А теперь идут по коридору и здороваются, мальчики всегда делают поклон, девочки – книксен. Прежде этого не было.
Наверное, просто не знали, что в театре есть такая традиция. Они видят, как артисты готовятся к спектаклям, учатся разогреваться, накладывать грим, делать прически. Этот детский опыт в нашей профессии просто бесценен!
— Критики называют технику танца Предеиной безупречной. Налицо упорный труд у станка. А драматический талант как оттачивался?
— В балетной школе преподают “Мастерство актера”. Помню, долго стеснялась изображать чувства и эмоции. Как-то неловко было. Этот пробел я очень долго восполняла.
— В чем сила женщины?
— Сила в характере, который воспитывается, закаляется с детства. Когда он есть, в чем-то можно позволить себе быть слабой. В нашей профессии нужно быть сильной, иначе… затопчут. И, конечно, никогда нельзя терять терпение.
— А в чем Предеина слабая?
— Сейчас я всем прямо об этом и расскажу! (смеется). Кошек люблю, люблю поесть и поспать. Лениться люблю на диване с яблоком в руке. Но вдруг неведомая сила тебя поднимает – и потом испытываешь такую радость, что себя переборол, пошел и сделал что-то полезное! Причем сделал так, что публика восторгается.
— Пуанты – не самая удобная обувь… Это радость для ног или проклятие?
— Хорошие пуанты на хороших ногах – всегда радость.
— Признайтесь, Татьяна, для вас важно, сколько раз звучит “браво” после выступления?
— Не думаю. Одно знаю точно: если ты хорошо станцевала, публика наградит тебя овациями. Для меня лучше этой награды нет ничего. Любовь зрителей – высшая честь для каждого артиста. Даже если один человек будет сидеть в зале – это уже публика, и ты будешь выкладываться для него по максимуму.
— Запомнить и держать в уме хореографию десятков спектаклей и концертных номеров – немыслимый труд!
— Это называется мышечная память – одно из главных профессиональных качеств артиста балета. Движения складываются в комбинации, комбинации в вариации и дуэты… Тело каким-то волшебным образом это запоминает.
Я, например, до сих пор помню номера, которые танцевала в школе: “Детское па-де-де”, “Клумпас”, “Маленькая балерина”. Даже целый балет “Коппелия” могу станцевать. Причем за всех персонажей!
На заметку
Памятник Майе Плисецкой установлен в центре Москвы на Большой Дмитровке, в сквере, названном в честь легендарной примы, 20 ноября 2016 года.
Открытие монумента состоялось в день рождения Майи Михайловны через полтора года после ее ухода. Автором четырехметровой бронзовой статуи, запечатлившим балерину в образе Кармен, стал известный челябинский скульптор заслуженный художник России Виктор Митрошин, который был дружен с Плисецкой.
Памятник балерине Майе Плисецкой в образе Кармен открыт в Москве
Он благодарен Татьяне Предеиной за то, что, став натурщицей, она помогла оживить легенду, сделать “Майю” парящей на фоне неба.
Татьяна Предеина – народная артистка России, кандидат искусствоведческих наук, балетный педагог. Родилась в Челябинске в семье служащих. В 1986 году окончила Пермское хореографическое училище. В 1990-1996 годах была солисткой театра “Кремлевский балет”, где ее педагогом-репетитором стала Екатерина Максимова.
С 1994-го танцует в Челябинском театре оперы и балета имени Глинки. В 2007 году окончила Московскую государственную академию хореографии и поступила в аспирантуру.
С 2008 года преподает в Челябинском государственном институте культуры. Удостоена ордена Дягилева I степени “За пользу русской культуре”.
Татьяна Строганова, “Российская газета”