В Концертном зале Мариинского театра гастролирует Государственный симфонический оркестр Татарстана под руководством Александра Сладковского.
Продолжая одно из важнейших направлений, Мариинский театр предоставляет площадки для выступления региональных оркестров. Государственный симфонический оркестр Татарстана трижды за этот сезон выступит на сцене Концертного зала.
Это уже второй приезд оркестра, в программе концерта – симфоническая поэма «Остров мертвых» и Первая симфония С. В. Рахманинова, Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского. Солист – талантливый юный пианист Даниил Харитонов, один из самых многообещающих юных артистов России, уже не раз выступавший на сцене Мариинского театра, как с сольной программой, так и в сопровождении оркестра под управлением маэстро Валерия Гергиева.
Молодой пианист в семилетнем возрасте был удостоен Гран-при международного конкурса в Вене и звания «Моцарт-Вундеркинд». В 2010 году музыкант получил «Золотого Щелкунчика» – главную награду международного телевизионного музыкального конкурса «Щелкунчик» среди юных музыкантов, а также специальный приз от телеканала «Культура». В рамках XIII Московского Пасхального фестиваля Харитонов солировал в Первом фортепианном концерте Сергея Рахманинова под управлением маэстро Валерия Гергиева.
Творческий коллектив Государственного симфонического оркестра Татарстана был создан в 1967 году. Он входит в число лучших коллективов России. С 2010 года его художественным руководителем и главным дирижером является Александр Сладковский. Оркестр организует международные музыкальные фестивали, специальные проекты для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, активно гастролирует не только в России, но и за рубежом. C 2013 года оркестр является артистом Sony Music Entertainment Russia, а концерты коллектива транслируются на телеканалах Mezzo и Medici.tv.
В преддверии петербургского концерта художественный руководитель и главный дирижер ГСО Татарстана Александр Сладковский согласился на небольшое интервью.
– Александр Витальевич, очередное появление оркестра на одной из главных концертных сцен Петербурга привлекло внимание многочисленной публики. Как Вы сами лично относитесь к идее персонального концертного абонемента ГСО Татарстана на сцене Мариинки?
– Без преувеличения могу ясно сказать, что это самое большое достижение оркестра за четыре с половиной года моей работы с ним в качестве художественного руководителя. Ведь сегодня в России более престижного и авторитетного зала с такой намоленной атмосферой, как Мариинский, просто нет.
Я не хочу здесь обижать Большой зал консерватории. Но Мариинский комплекс – это просто чудо акустики! Здесь уже успели побывать с концертами выдающиеся дирижеры, знаменитые оркестры, ансамбли, превосходные солисты. Приглашение с абонементным циклом концертов от маэстро Гергиева для нас является самым большим завоеванием в последние годы творческой жизни коллектива.
– Эти визиты станут и заметной вехой в истории концертной жизни оркестра?
– Бесспорно! Ведь оркестр за всю свою пятидесятилетнюю историю бывал в Петербурге, но это было лишь эпизодически. На исторической сцене Мариинского театра коллектив выступал, но вот это персональное участие в премьерном абонементе для нас очень почетно.
Я не перед одной сценической площадкой так не волнуюсь, как здесь. Ведь Петербург для меня почти как родной дом. Я вырос здесь как дирижер. Этот потрясающий город с его ощущениями студенческого трепета мне невозможно забыть. Каждый раз, когда я попадаю на Театральную площадь, меня посещают славные воспоминания о консерваторской и театральной жизни.
– Сквозной нитью гастролей оркестра проходит русская программа. На сей раз это Чайковский и Рахманинов. Большая часть произведений Рахманинова была уже исполнена оркестром…
– Тут особая история, не скрою. К нашему счастью, Валерий Гергиев смотрел концерт, в котором мы вместе с Денисом Мацуевым давали на сцене Большого зала консерватории.
Французский телеканал Mezzo осуществил запись этого выступления, в котором прозвучали Первая симфония и симфоническая поэма «Остров мёртвых» С. В. Рахманинова. В очередной раз для меня этот гений русской музыки оказался для меня неким талисманом. Имя этого композитора определило вектор развития нашей творческой жизни с оркестром. Каждый год в последнюю неделю мая – начале июня в Казани проходят концерты фестиваля «Белая сирень», посвященного творчеству С. В. Рахманинова. Музыка великого русского композитора: его симфонии и фортепианные концерты, ряд других сочинений занимают самое важное место в нашем репертуаре.
На многих площадках мира исполнив Первую симфонию и «Остров мертвых» мы можем с величайшей радостью представить эти творения Рахманинова петербургскому слушателю. Здесь превосходная акустика, резонирует каждый голос – играть здесь величайшее удовольствие.
– Не обошлось на сей раз и без молодых талантов. С пианистом Даниилом Харитоновым Вы впервые играете?
– Я познакомился с Даниилом на фестивале Дениса Мацуева «Крещендо». Это было такая короткая и эпизодическая встреча, но мы уже тогда полгода назад в Большом театре России знали, что будем работать вместе, так как Валерий Абисалович Гергиев рекомендовал лично Даниила Харитонова в концертной работе.
Многие уже знают, что этот успешный молодой музыкант сейчас интенсивно готовится к предстоящему сложнейшему состязанию – международному конкурсу им. Чайковского. Все ему желают от души больших побед и творческих свершений.
Для меня сейчас стало абсолютным откровением его скорость и погружение в мир музыки Чайковского. Это какое-то другое восприятие Чайковского. Я никогда еще не аккомпанировал Первый концерт Чайковского в таких стремительных темпах, но я очень рад и спокоен за Даниила, потому что он демонстрирует не только чудесную исполнительскую технику, но и глубину и понимание того, что он делает, к чему он стремится…
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru