14 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге откроется четвертый Международный культурный форум, в котором примут участие деятели искусств, политики и предприниматели из разных стран.
Среди них будет и российский танцовщик, ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе.
«Лента.ру» побеседовала с артистом о предстоящей работе на форуме, а также о его учениках и культурном образовании в России.
— Недавно в России отмечали 90-летие Майи Плисецкой. В ком-то из нынешних учеников вы видите возможность такой судьбы?
— Такие явления слишком уникальны. Майя Михайловна — великая танцовщица, перевернувшая вектор мирового балета. Наверное, с ней по значимости в мире может сравниться только Сильви Гиллем (французская балерина — прим. «Ленты.ру»).
Сейчас очень много внимания уделяется технической стороне балетной постановки. Гений Плисецкой заключался в индивидуальности и смелости. Она не боялась экспериментировать. Я не могу сказать, что она обладала классической красотой, но Майя Михайловна была шикарной и достойнейшей женщиной.
Очень многие стараются идти по ее пути: так же, как она, участвовать в показах, фотосессиях для глянцевых журналов и прочее. Ничего, кроме смеха, это не вызывает. Плисецкая все уже сделала и сделала лучше.
Чего я действительно не вижу, так это породы. Смотреть на ее подражателей и смешно, и обидно, потому что они никак не могут понять, что солнцу подражать нельзя — к нему можно только тянуться.
Плисецкая и в собственной семье существовала обособленно, хотя ее родные — тоже наиталантливейшие личности: художники, артисты, танцоры. Родился гений, и ничего не сделаешь.
— Чему вы учите?
— Профессии прежде всего. Мы пытаемся обучить мастерству, выпустить из стен учебного заведения абсолютно подготовленных для службы в театре артистов. Но индивидуальность искусственно привить нельзя — это природа.
— Вы были в жюри конкурса юных талантов «Синяя птица» на телеканале «Россия 1». Какие впечатления?
— С одной стороны, приятно видеть столько одаренных детей и профессиональнейших педагогов, много делающих для развития российской культуры.
С другой стороны, это сложно, так как столь различные жанры искусства сопоставлять нельзя. Но у телевидения свои законы, не имеющие отношения к законам театра, и приходится им подчиняться.
На мой взгляд, проект удался, и главное доказательство тому — высокие рейтинги, то есть интерес зрителей. Прекрасно, что крупный федеральный канал повернулся в сторону серьезного искусства, а главное — творческого образования, в котором Россия лидировала на протяжении многих веков.
Российскому образованию, созданной и закрепленной за последние сто лет системе, нет равных нигде в мире — ни в балете, ни в музыке, ни в пении.
К сожалению, во многих регионах после развала СССР все провисло. Тем не менее интерес сегодняшнего телевидения к искусству меня очень радует — не только как руководителя одного из крупных учебных заведений страны, но и просто как зрителя.
— Как насчет собственных детских проектов?
— У нас много всего проходит, но главная задача — обучение. К сожалению, обучение должно быть консервативным, требующим режима и дисциплины. Это главное. Мы постоянно участвуем в конкурсах, фестивалях, других мероприятиях. С одной стороны, это хорошо, а с другой — отвлекает от учебы.
— Как смотрите на будущее балета? Оптимистично?
— Тут все зависит от тех, кто руководит главными творческими коллективами страны. Мы просто учим. Когда дети уходят в театры, их история начинается заново. Опять же, стоит напомнить о советской системе. Во главе должен быть творческий человек с серьезным музыкальным, хореографическим или театральным образованием. Ни в коем случае нельзя ограничиваться исключительно менеджерами и искусствоведами. Последние двадцать лет показали всю трагичность ситуации.
— Есть сейчас хорошие руководители?
— Практически нет. Можно назвать только Валерия Гергиева. Великий музыкант возглавляет великий театр. Так и должно быть. Потому у Мариинки такие успехи. Гергиев сочетает в себе качества и менеджера, и худрука. Уникальная личность.
— Что будете делать на IV Санкт-Петербургском международном культурном форуме?
— Одна из главных идей академии — подготовиться к празднованию 200-летия со дня рождения великого балетмейстера Мариуса Петипа (в 2018 году — прим. «Ленты.ру»). Наша школа была его домом — он не только служил здесь как педагог и балетмейстер, но и вообще проводил тут большую часть времени и ставил практически все спектакли. Поэтому академия должна быть центром юбилейных торжеств. Мы скрупулезно храним все, что связано с именем Петипа и его творчеством.
Один из дней на форуме — 15 декабря — будет посвящен ему. Мы, в частности, рассмотрим проблемы, возникшие из-за того, что в свое время советское правительство не создало фонд Петипа. А фонды других балетмейстеров, к примеру, получают большие деньги за предоставление права поставить тот или иной спектакль.
Все это привело к тому, что наследие Петипа сейчас сильно разбазарено. Нас это очень беспокоит, мы поднимем много вопросов на круглом столе. Также мы дадим небольшой концерт, основываясь на творчестве мэтра.
— На какие конкретные результаты вы рассчитываете? Договоренности, может быть?
— Общественность обеспокоена тем, что в Петербурге нет ни памятника Петипа, ни улицы, названной в честь него. Активисты хотели бы выдвинуть такое предложение, потому что это действительно значимая фигура.
Во многих французских городах, к примеру, есть памятники Сергею Дягилеву, хотя он не француз, а представитель русской культуры. А у нас ничего нет, и очень жаль, ведь были люди, которые действительно сыграли в истории большую роль.
Та же Майя Плисецкая. Это ведь крайне сложно — в таком архаичном искусстве сделать что-то, важное сразу для многих поколений. Поэтому я надеюсь, что мы справимся со своими задачами.
Беседовала Айгуль Хабибуллина, Lenta.ru