В Сибири открылся IV фестиваль Вадима Репина.
Название крупнейшего российского проекта знаменитого музыканта Вадима Репина – Транссибирский Арт-Фестиваль, который пройдет в Сибири уже в четвертый раз.
В этом сезоне концерты под грифом фестиваля развернутся в Новосибирске, Красноярске, в Бердске, Искитиме, Ордынском, впервые – в Тюмени, а также в несибирских городах – Петербурге и Самаре.
Расширится и международная карта Транссиба. О том, что ждет публику на концертах с 15 марта по 28 апреля, о знаменитых гостях рассказал худрук фестиваля Вадим Репин.
— Фестиваль, начинавшийся в Новосибирске, раскинулся уже не только по городам Сибири, но и по разным странам?
— Как в прошлом году, наш фестиваль продолжится в Японии. Но впервые у нас будет “окно в Европу”: концерт в Брюсселе, в Европарламенте, в зале имени Менухина. Уже ведутся переговоры во Франции и других странах. Недавно я был в Белграде, где обсуждал с министром культуры Сербии создание еще одного дружеского культурного моста.
— Что представите публике в этом году?
— У нас будет несколько акцентов в программах: один из них – аутентичная музыка. В Новосибирске, например, никогда не исполнялись “Страсти по Иоанну” Баха, и к нам приедут замечательные певцы из Германии и Австрии.
Также выступит Джулиано Карминьола – скрипач и дирижер, который исполняет музыку Вивальди, как никто в мире. Будет органный концерт Александра Князева, где мы несколько произведений сыграем дуэтом.
День этого концерта совпал с днем рождения И. С. Баха. Случай, но ведь как правильно получилось! Будет у нас звучать и камерная музыка. Музицирование вдвоем, втроем, вчетвером – наилюбимейшая часть моей жизни, которая пришла ко мне достаточно поздно, в 18 лет. В будущем мы планируем расширить камерную часть программы.
— На вашем фестивале всегда бывали музыкальные премьеры. Что представите в этом году?
— Особым музыкальным событием станет исполнение валторнового Трио Иоганнеса Брамса. Это произведение редко исполняют, потому что в нем стоит невероятно сложная задача звукового баланса: труба, особенно современная валторна, в нем начинает просто орать.
Это сочинение написано для оригинальной валторны, где клапанов не было, и звуковые полутона достигались языком и губами исполнителя. И вот когда играешь это трио с оригинальным инструментом, то все проблемы баланса просто снимаются.
Брамс это понимал, поэтому выбрал именно такой состав трио: фортепиано, скрипка и валторна. Но пока ни один из современных великолепных валторнистов, которых я знаю, не набрался смелости, чтобы исполнить это трио на сцене.
А Сергей Накаряков – он может. И хотя играет его на флюгельгорне, для меня это будет настоящее музыкальное откровение! Мы исполним его в Новосибирске и там же представим мировую премьеру Концерта для трубы-пикколо, флюгельгорна и оркестра Dreamdancers Энйотта Шнайдера, который написан для Сергея Накарякова и другого блестящего музыканта – Отто Заутера.
— На прошлом фестивале у вас был уникальный проект со Светланой Захаровой – “Па-де-де на пальцах и для пальцев”. Предстанете в этом году в таком дуэте?
— Проект со Светланой Захаровой уникален, он был построен на нашем союзе: диалог балерины с музыкантом, отвечающим экспрессии движения и танца. Сейчас мы обсуждаем “Па-де-де-2” с одним из величайших итальянских хореографов и к 2019 году планируем сделать второй вариант, с участием двух-трех самых известных современных хореографов.
— Помимо знаменитых солистов, у вас в этом году на фестивале будет настоящий парад дирижеров?
— Для меня очень важен концерт, который мы делаем для Владимира Ивановича Федосеева к его юбилею. Мы дружим за сценой и вместе выступали на всех континентах, кроме, может быть, Австралии.
Мне очень хотелось отметить его юбилей и пожелать ему многих лет здоровья, хотелось, чтобы он провел у нас концерт в свою честь. К нам приедут замечательные дирижеры Андрис Пога и Лари Фостер – уникальный дирижер, масштаба Лорина Маазеля.
Приедет и Владимир Спиваков со своим оркестром. В Новосибирске мы с ним впервые сыграем вместе Двойной концерт Баха. Я очень уважаю Владимира Спивакова как музыканта, как артиста. Мы часто встречались на сценическо-музыкальном полигоне, и его советы мне запомнились гораздо сильнее, чем чьи-то другие.
Еще к нам приедет любимец всех русских артистов Илья Король. Он увлекается аутентичным исполнением в музыке, создал свой камерный оркестр в Австрии, его очень ценит Валерий Гергиев. Он представит у нас “Страсти по Иоанну”.
Кстати, у Ильи огромная коллекция манускриптов: оригинальные ноты, партитуры. И когда я бываю в Вене, мы часто встречаемся по этому поводу.
— В этом году в Новосибирске – юбилеи: филармонии – 80 лет, консерватории – 60. Будут посвящения?
— Весь фестиваль мы посвящаем Новосибирской области, а юбилею консерватории посвятим гала-концерт, в котором я тоже приму участие. В Петербурге мы отметим 40-летие Красноярского оркестра, которым теперь руководит Владимир Ланде.
А в следующем году моей маме, Галине Георгиевне, исполнится 70 лет, и я планирую сыграть свой сольный рециталь. Она живет в Новосибирске и всегда приходит на все концерты. Мама до сих пор работает, полна идей, энергии, и меня это очень радует.
— Вы раньше всегда играли на скрипке Гварнери, а теперь у вас Страдивари. Расскажите, что это за инструменты?
— Скрипка Rode, на которой я играю сейчас – сказочный инструмент. Каждый раз, когда я беру первую ноту после того, как она сутки пролежала в футляре, во мне что-то происходит – это невероятное чувство.
Гварнери Lafont, который был до Страдивари, один из поздних инструментов мастера. Из-за Хейфеца, Когана, Мильштейна, Менухина, Крейслера, которые играли только на Гварнери (кроме Ойстраха – он был “страдиварщиком”), у меня всегда была мечта играть только на Гварнери.
Это была идея фикс до тех пор, пока я не поиграл на двух-трех скрипках и полностью не насладился исполнением. История же сложилась так, что мой друг, обладатель большой коллекции инструментов, предложил попробовать Страдивари.
И в первый момент, когда я ее увидел, произошло то, что происходит до сих пор: первая нота – и какое-то совершенно невероятное наслаждение!
— Трудно вам в России делать фестиваль классической музыки?
— Академическая музыка, как и искусство, не могут быть самоокупаемыми. Или концерты классической музыки нужно делать на стадионах, или цены на билеты должны быть зашкаливающими.
Поэтому существует меценатство, спонсорство, государственная поддержка. Наш попечительский совет возглавила Ольга Голодец, а РЖД помогает развивать наши путевые “магистрали”. Очень важно, чтобы фестиваль рос именно в России.
Та мечта, с которой рождался этот уникальный фестиваль, может исполниться даже скорее, чем мы думали. Пожелайте нам удачи!
Светлана Елина, “Российская газета”