29 апреля на сцене Большого зала Московской консерватории концертом «Viva l’Opera!» торжественно закроется XIII фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…». Его организатор и вдохновитель, ведущая солистка МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, народная артистка России и Абхазии Хибла Герзмава рассказала о «столичной гастроли» одного из главных российских авторских фестивалей.
Уникальность замысла состоит в том, что оперная певица поет джазовую музыку, однако основная сложность лежит не столько в плоскости вокала, сколько в том, чтобы в рамках любого жанра сохранять собственный неповторимый стиль. Все исполняемые произведения я выбираю сама. Аранжировками композиций занимаются мои коллеги, и это отдельный большой труд. Кроме того, в моем репертуаре есть много русских романсов – сейчас мы записываем отдельный диск романсов с моей давней подругой пианисткой Екатериной Ганелиной. На «бис» после некоторых программ я исполняю народные песни Абхазии – абхазское многоголосье является одной из основ моего музыкального образования.
А какова программа заключительного фестивального концерта «Viva L’Opera!» 29 апреля?
В этом концерте на сцену вместе со мной выйдет солист Большого театра и приглашенный солист многих оперных театров мира, мой большой друг тенор Бадри Майсурадзе. Программа концерта состоит из арий и дуэтов из опер Верди, Пуччини, Чилеа: это мощные, сложные и яркие полотна. Аккомпанировать будет оркестр театра им. Станиславского и Немировича-Данче
Ваша «изюминка» – в сочетании выдающихся вокальных данных и актерской игры на сцене. Какой репертуар в этой связи наиболее вам близок?
Честно говоря, мне не хотелось бы признаваться в особой любви какой-либо одной из моих героинь – другие могут обидеться. У меня нет одинаковых спектаклей, потому что моя задача – превратить их в жизнь и оживить их героев. Я всегда стараюсь делать что-то новое для сохранения ощущения праздника на сцене. В каждой партии для меня очень важна драматическая роль, и в зависимости от нее выбирается нужная вокальная подача. В процессе подготовки я читаю много литературных текстов, собираю информацию о композиторе, об обстоятельствах написания произведения, стараюсь понять, с каким настроением автор создавал своих героев. Драматическая вокальная роль иначе не рождается: для того, чтобы выйти на сцену в каком-то образе, нужно проделать огромную подготовительную работу. Сложно сказать, что именно в характере героини от ее создателя, а что является моими личными эмоциями. Многие мои персонажи, исполненные впервые много лет назад, «повзрослели» вместе со мной: для меня вживание в роль неотделимо от того, что происходит в жизни.