В начале сентября в Калининграде стартует одно из знаковых культурных событий Калининграда – заключительный этап Х Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева.
Об истоках конкурса, о ренессансе величественного инструмента и трамвайном депо мы поговорили с арт-директором конкурса, директором “Кафедрального собора”, музыковеда Верой Таривердиевой.
— Вера Гориславовна, в связи с тем, что конкурс в этом году юбилейный, давайте вспомним, с чего все начиналось…
— Началось все 25 июля 1996 году. Когда я впервые вошла в дом одна. Подошла к проигрывателю. Поставила “Сонеты Шекспира”: “Люблю, люблю, но реже говорю об этом…” (вокальный цикл Микаэла Таривердиева – прим.ред.) “Люди не умирают. Смерти нет”, – жило во мне.
И мне захотелось, чтобы это узнали все. Я стала строить. Дом, в котором живет Микаэл Таривердиев. Он и его музыка. Частью этого дома должна была стать книга. Я ее написала. Частью этого дома должен был стать и стал Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева.
Это стало моей жизнью, моим призванием, моим доказательством. И я счастлива, что наш конкурс открыл не только музыку Таривердиева, но и создал своего рода музыкальное братство, которое существует поверх, а иногда и вопреки границам. В России конкурс способствовал появлению нового интереса к органу.
— Первый этап конкурса проходит за пределами Калининграда – в Гамбурге, в американском городе Лоуренсе, затем в Москве. Можете ли вы определить особенности трех школ органного исполнительства – европейской, американской и российской?
— Все места проведения конкурса – знаковые. Конкурс хорошо вписывается в те культурные места, где проводится, становится значительным событием.
Вот, например, Гамбург. Сейчас в рамках конкурса уже в седьмой раз мэр Калинанграда и Первый Бургомист Гамбурга подписали “Меморандум” о сотрудничестве между этими двумя городами. А что касается школ, то, конечно, у каждой из них есть свои особенности и разница, скажем, между немецкой и французской школами.
Но мир сегодня так активно взаимодействует, что границы стираются. Скажем, наши российские органисты присутствуют сегодня активно в этих двух школах.
— Что будет уникального на юбилейном фестивале?
— На открытии конкурса, 3 сентября в Кафедральном соборе, мы как раз продемонстрируем разные школы и их взаимодействие.
В концерте-открытии примут участия лауреаты нашего конкурса разных лет. Это люди, которые формируют будущее органа и чья судьба уже неразрывно связана с нашим конкурсом.
Ивета Апкална – победитель (первая премия) Третьего конкурса. Звезда мировой величины. Сегодня она солистка и органист Эльбфилармоник в Гамбурге. Ивета училась в Латвии. Потом в Германии блестяще исполняет французскую музыку. Какая это школа? Трудно сказать.
Дирижировать концертом Пуленка на открытии будет председатель жюри Мартин Хазельбек. Австриец. Мировая звезда. Человек, у которого 4 абонемента в Музикферайне. Какая это школа? Всемирная.
Два француза – блестящие Жан-Батист Дюпон и Басист Флориан Марль-Уврар будут играть совместную импровизацию на двух органах и рояле. Это, конечно, потрясающая традиция импровизации, чем знаменита французская школа.
— По сложившейся традиции конкурс сопровождается программой “Орган+”. Одна из локаций ее – трамвайное депо. Почему вообще возникло столь далеко от органного фестиваля место?
— Знаете, в Калининграде по маршруту № 1 ходит трамвай, в котором звучит музыка. А появился он благодаря члену жюри нашего Первого конкурса Мишелю Шапюи, великому профессору Парижской консерватории, главному органисту капеллы в Версале.
Вера Таривердиева: «Он несколько лет просто объезжал Большой театр»
В один из конкурсных дней Шапюи обратился с необычной просьбой – прокатиться на трамвае. И тут выяснилось, что он не просто гениальный музыкант, но и любитель трамваев, паровозов и конок и является одним из учредителей музея старинного городского транспорта в Париже.
В своем замке 15 века он построил маленькую железную дорогу шириной 40 см, в которой перевозит собственные ноты. А также считает, что внутреннее устройство трамвая очень напоминает орган.
Мы прокатили его на персональном трамвае, показали депо. И спустя годы, вспоминая об этой поездке, мне пришла идея провести концерт открытия в депо. После этого я окончательно поняла Шапюи: мир трамваев очень романтичный. Он придает облику города какой-то очень теплый колорит. И нам нужно поддержать сохранение трамваев в городе, который мы любим.
С того памятного 2014 года, когда мы запустили музыкальный трамвай, в Депо выступали немало прекрасных музыкантов. В этом году мы придумали концерт- посвящение Эльдару Александровичу Рязанову, к его 90-летию. Участвовать в нем будет ансамбля солистов Калининградского оркестра народных инструментов и Гоша Куценко.
— Неожиданно. И что будет делать Гоша Куценко в трамвайном депо?
— Ансамбль Калининградского оркестра народных инструментов исполнит музыку из рязановских фильмов, а Гоша будет петь песни из них, читать стихи Эльдара Александровича и истории “Мой Рязанов”, которые победят в конкурсе, который мы проводим с Радио “Комсомольская правда” в Калининграде.
А потом мы покажем фильм “Со мною вот что происходит”. Это картина, где музыка “Иронии судьбы” стала главным героем. И Гоша играет главную роль. По сути, это его Эльдар Рязанов. Ну и, конечно, на концерт мы поедем на нашем музыкальном трамвае.
— Преседатель нынешнего жюри Мартин Хазельбек известен не только как профессор органа венского Университета, основатель и художественный руководитель оркестра “Венская Академия”, худрук оркестра “Musica Angelica”. Он открыт и другим форматам, например, участвует в создании спектаклей Джона Малковича.
— Мартин Хазельбек близкий нам человек по духу. Он экспериментирует с органом, с его существованием в современном контексте. То же самое делаем и мы.
На фестивале “Орган+”, на концертах наших лауреатов, которые проходят по всему миру. У нас есть “хиповые” программы.
Впервые на фестивале “Орган+” этот величественный инструмент звучал в ансамбле с дудуком (что уже сейчас стало модным), с японскими сякухати и семисен, специальную программу мы придумали с “Терем-квартетом”, Роговым оркестром. Любые эксперименты замечательны, если они талантливы и творчески оправданы.
Елена Боброва, Российская газета