18 апреля VI Мальтийский Международный Музыкальный фестиваль открыл «Дни армянской культуры и искусства на Мальте», которые проводятся благодаря Европейскому фонду поддержки культуры.
Утром состоялась масштабная пресс-конференция, участники которой рассказали о важности этой впервые проводимой акции в соответствии с подписанным в 2017 году Соглашением о «О сотрудничестве в области культуры» между Правительствами Армении и Мальты.
В пресс-конференции выступили: Президент Европейского Фонда поддержки культуры Константин Ишханов, Арт-директор Европейского фонда поддержки культуры Алан Киркоп, Председатель управляющего совета Valletta 2018 Foundation Джейсон Микаллеф, начальник Управления по внешним связям Министерства культуры Армении Лусине Карамян, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Армения в Итальянской Республике и на Мальте Виктория Багдасарян; ректор Казахского национального университета искусств Айман Мусаходжаева; Директор государственного симфонического оркестра Армении Анна Тер-Овакимян и другие известные деятели культуры Армении и Мальты.
Вечером в Средиземноморском Конференц-центре в Валлетте состоялся Концерт, посвященный 115-летию Арама Ильича Хачатуряна. Прозвучали знаменитые фрагменты из музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», сюита из балета «Гаяне».
Выдающаяся казахская скрипачка Айман Мусаходжаева исполнила великолепный ре-минорный Концерт для скрипки с оркестром, сразив публику своим удивительным чувством стиля и невероятным темпераментом. На сцене работал интернациональный состав – Мальтийский филармонический оркестр, солистка из Казахстана и уже известный мальтийской публике молодой армянский дирижер Сергей Смбатян.
Сергей Смбатян: “Барьеры в музыкальной практике приходится преодолевать постоянно”
Музыканты с виртуозной легкостью и потрясающей энергетикой исполняли столь знакомые всем шедевры, при этом дирижер и руководимый им оркестр достаточно тонко уловили ту невидимую грань, когда мощнейший заряд «хачатуряновских эмоций» вырывается со всей своей необузданной силой в пространство сцены и зала!..
Публика долго не хотела отпускать музыкантов; эмоции переполняли строгий Конференц-центр Средиземноморья.
Символичным стало и выступление Айман Мусаходжаевой, которую благословил в самом начале её творческой карьеры сам Арам Ильич Хачатурян. Такой подарок судьбы скрипачка восприняла с большой благодарностью и всю свою жизнь посвятила искусству. После концерта, в артистической, ещё не переведя дух после выступления, скрипачка рассказала о том, каким ей запомнился тот решающий жизненный момент.
— Айман Кожабековна, наверно, тогда вам это показалось настоящим чудом, играть в присутствии самого автора?
– Мне было всего двенадцать лет; я училась в пятом классе Республиканской специальной музыкальной школы им. Куляш Байсеитовой в Алма-Ате. К нам в школу пришёл Арам Ильич Хачатурян.
Он приехал по приглашению нашего председателя Союза композиторов Казахстана Еркегали Рахмадиева поставить в Театре оперы и балета «Спартак», и композитору также предложили посетить талантливую молодёжь в нашей знаменитой школе.
Мой педагог, Нина Михайловна Патрушева, предложила сыграть выученный только что мною Скрипичный концерт. Я, конечно же, очень сильно волновалась. Сыграла в Большом зале все три части.
После того как закончила, Арам Ильич подозвал меня к себе, погладил по голове и спросил: «У тебя есть ноты концерта?». Я принесла ноты, и он написал: «Айман, ты будешь великолепной скрипачкой, но помни, что необходимый залог успеха – это труд, терпение и терпимость». И подписал: «Арам Ильич Хачатурян, Алма-Ата».
Потом, когда я читала эту запись, у меня не возникало сомнений по поводу понятий «терпение» и «труд», а вот «терпимость» – это слово в юные годы мне было не совсем понятно.
Но сейчас, через столько лет, я, конечно же, осознаю, насколько был прозорлив Арам Ильич, давая такое напутствие… Потому что, действительно, только терпением и трудом можно добиться успехов и, конечно же, терпимость – это тоже важный момент в судьбе любого артиста… Благословение такого великого человека стало толчком к началу моего творческого пути, а Еркегали Рахмадиевич сказал: «Получив такую рекомендацию, можешь играть теперь по всему миру!..». (Смеется)
— Исполнять Скрипичный концерт с 12-лет… «Нерв» этой музыки… Как вам удалось прочувствовать его тогда, в столь юные годы?
– Это восточная музыка, скажем так. Она богата орнаментикой, особенностями гармонии – использованием увеличенного лада. Сам колорит мне был очень близок; он затронул мою душу; все эти необычно терпкие и красочные гармонии, изощренная мелодика, – я не могла его не полюбить!
В молодости я обожала третью часть – бешеный темп, сумасшедшая энергетика, а сейчас люблю вторую часть, понимаю, сколько вложил в нее композитор.
Это вся история армянского народа, её сложные страницы; это традиции армянской культуры. Слышишь плач женщин, в средней части; под сурдину – это сдавленные в горле стенания, и все это передается через музыку!
А в первой части – размышления композитора, сильнее всего проявившиеся в каденциях. Здесь есть и оптимистические моменты, но они тоже имеют очень глубокий смысл…
— Несколько слов о вашем учителе, первом победителе Конкурса Чайковского в 1958 году – Валерии Александровиче Климове…
– Я училась у него в Московской консерватории на протяжении 10 лет и, конечно же, восприняла всё самое ценное от своего педагога. В консерватории были годы становления: на каждом курсе Валерий Александрович ставил передо мной задачу – взять новый рубеж, победить на очередном конкурсе… «Выставлял» меня на конкурс Паганини, Сибелиуса, Конкурс Чайковского.
Конкурсы для молодого музыканта – это ступеньки роста. И тогда у талантливого человека не было другой возможности заявить о себе и пробиться. Я, Илюша Калер, Максим Федотов, – мы постоянно играли на различных состязаниях…
— Сейчас ваше общение с педагогом сохранилось?
– Да, он живет со своей дочерью во Франкфурте, часто звоним друг другу. Приглашаю его приехать к нам, поучаствовать в жюри столь любимых им конкурсов, но, конечно же, в таком возрасте ему достаточно сложно передвигаться. Сейчас он посвящает свою жизнь родным – в частности, внуку и дочери…
— Как ваши студенты, увлечены музыкой Хачатуряна?
– Конечно! Во-первых, эта музыка в программе курса консерваторий. Скрипичный концерт Хачатуряна – обязательное сочинение в репертуаре любого концертирующего скрипача. Первую редакцию Концерта сделал сам Давид Федорович Ойстрах – ему и посвятил это произведение великий Хачатурян…
В этой редакции Концерт играли и мой педагог – Валерий Александрович Климов, ученик Давида Федоровича, и я, и далее – все мои ученики!..
Татьяна Эсаулова, Москва-Валетта