Солист Большого театра Максим Пастер в беседе с корреспондентом Belcanto.Ru затронул несколько трудных вопросов — таких, как режиссура спектаклей и репертуар главного театра страны, качество современной музыки, невостребованность талантливых певцов и композиторов, а также тему волнующих сегодня каждого событий на Украине, ведь сам он родом из Харькова.
Возможно, кому-то покажутся резкими его высказывания, но ведь должен хоть кто-нибудь назвать вещи своими именами! Пусть это сделает Максим Пастер. Мы публикуем его интервью с сохранением всех индивидуальных особенностей лексики.
Записано оно было в Нижнем Новгороде на фестивале искусств имени А. Д. Сахарова «Русское искусство и мир», в котором певец принял участие в двух концертах.
— Максим, в Нижнем Новгороде вы выступаете с вокальным циклом Бриттена «Озарения». Надо полагать, это лишь часть вашей большой работы, посвященной юбилею композитора?
Ведь у вас был концерт в БЗК в марте прошлого года с программой из произведений Бриттена, затем в ноябре в Бетховенском зале Большого театра.
— Все правильно. Добавлю, что еще у меня было аналогичное выступление месяц назад. Что касается ноябрьского концерта в ГАБТе, который вы упомянули, то это был проект Леши Гориболя. Он хотел, чтобы все кантикли Бриттена прозвучали в одном концерте, и это было осуществлено — замечу, впервые в мировой практике. Мне сказали, что англичане, присутствовавшие на том концерте, остались довольны, несмотря на мой, мягко говоря, несовершенный английский. Но, скажу честно, я не помню этого концерта.
— Странно, ведь он такие восторженные отклики вызвал.
— Это хорошо, но я выступал на этом концерте, будучи совсем больным. Я его пел на бреющем полете. И потом свалился с тяжелой болезнью. Поэтому ни один концерт в ноябре не остался в моей памяти. Эти мероприятия невольно оказались вычеркнутыми из моей жизни.
— В чем заключаются трудности при исполнении вокальных циклов Бриттена?
— Если говорить о кантиклях, то это та часть вокальной музыки Бриттена, которая чрезвычайно сложна для исполнения и восприятия. Что касается «Le Illumination» — «Озарение», «Иллюминация», называйте, как хотите…
— Может, «Просветление»?..
— …Можно и «Просветление», как вам угодно, — то цикл написан на стихи Рембо, а он, как известно, был символистом, и его символику каждый имеет право трактовать так, как ему Бог на душу положит. Поэзия очень красивая, и можно твердо сказать, что с музыкальной стороной цикла всё состоялось. Это действительно потрясающая по красоте музыка, это единое произведение со своей драматургией, с кульминацией, с аркой, перекинутой от одной части к другой. Первая песня цикла «Фанфары» перекликается с шестой песней — «Интерлюдией» и предпоследней, восьмой, — «Парадом». Мелодически они одинаковы, хотя отличаются в аккомпанементе.
Это музыка, насыщенная смыслами, над которой интересно работать и которую интересно исполнять. Написана она для маленького состава оркестра, там одни струнные, максимум — по три пульта у скрипок. Сочинение, конечно, крупное по количеству участников, но по содержанию, я бы сказал, его скорее назовешь личным, сокровенным, камерным.
Раньше здесь был размещен полный текст интервью. Автор текста и издатели Belcanto.Ru обратились к нам с просьбой удалить его, разместив ссылку на полный текст интервью, владельцем которого является Belcanto.Ru. Теперь полный текст интервью с Максимом Пастером Вы можете прочитать только там.