Основатель и художественный руководитель знаменитого Музыкального фестиваля в Вербье (Швейцария) Мартин Энгстрем на XV Конкурсе Чайковского был членом фортепианного жюри.
Опытный продюсер отметил и высокий уровень молодых конкурсантов, и особую атмосферу конкурса, где исполнители и публика находятся в контакте. Мартин Энгстрем ценит сильную энергетику и харизматичность в исполнителях. Кого из лауреатов XV Чайковского он пригласит в Вербье?
– Каковы ваши впечатления как музыкального директора и менеджера от нынешнего конкурса Чайковского?
– На XV Конкурсе я был членом жюри в номинации фортепиано и наблюдал за конкурсантами в течение двух с половиной недель. Все это время было наполнено сильнейшими эмоциями, да и сама музыка звучала по-особому, с каким-то запредельным накалом чувств.
Выход в III тур такого сложнейшего конкурса, а, тем более, победа на нем, – значат очень много. Шесть пианистов, прошедших в финал – уже герои. Ведь изначально на XV Конкурс было подано более 200 заявок, но в итоге только 36 пианистов были допущены к самому состязанию! Профессиональный уровень участников был беспрецедентно высоким. Результатами конкурса я очень доволен.
– Что произвело на вас самое сильное впечатление?
– Сомневаюсь, что кто-то слышал о Дмитрии Маслееве – обладателе I премии – до начала этого двухнедельного марафона. Поначалу думаешь, что такой музыкант, скорее всего, был аутсайдером. Трудно в это поверить, но никто из нас, музыкальных директоров и продюсеров, в наш высокотехнологичный век не подозревал о том, что вот так, где-то в России, в городе Улан-Удэ, живет человек; он практически самостоятельно стремится к вершинам в своей профессии и остается неизвестным широкой публике. И этот пианист проходит в финал и одерживает грандиозную победу!
Лично для меня – это является потрясением, самым невероятным впечатлением от конкурса, и я очень радуюсь за него.
– Как вы думаете, что ожидает этого музыканта в ближайшем будущем?
– Сейчас он испытывает сильнейшее напряжение. Очень надеюсь, что ему удастся справиться с тем давлением, которое оказывает на него нынешнее новое положение. Ему необходимо преодолеть этот непростой период, начинающийся с сегодняшнего дня, так как все будет зависеть от его дебюта теперь уже на мировой сцене. Если этот дебют состоится, все пойдет хорошо.
Но сейчас для него – особенно ответственный период, связанный с первым появлением на лучших концертных площадках планеты. Хочется верить, что Дмитрий со всем этим справится.
– Пригласите его на свой фестиваль в Вербье?
– Я обязательно приглашу его на следующий год. Кроме него, моими гостями будут победитель по специальности “виолончель” Андрей Ионица, а также пианисты Лукас Генюшас и Джордж Ли. Не могу не отметить отдельно обладателя II премии Джорджа Ли. Это фантастический музыкант с неповторимой харизмой, вызывающий целый ряд положительных эмоций.
– На нынешнем Конкурсе Чайковского было много очень одаренных музыкантов. По каким критериям вы отбираете претендентов на участие в своем фестивале?
– Среди участников конкурса Чайковского, особенно тех, кто прошел в финал по специальности виолончель, многие побывали в “Музыкальной академии” в Вербье, которая уже много лет существует в рамках нашего фестиваля. Каждый год в ней собираются молодые талантливые люди со всего мира. Они имеют возможность получить мастер-классы у выдающихся музыкантов современности. Как художественный руководитель я имею особое преимущество – сам выбираю участников фестиваля.
Татьяна Эсаулова, “Российская газета”