2 декабря в 19:30 в эфире телеканала “Россия К” пройдет прямая трансляция из Концертного зала им. П. И. Чайковского торжественного открытия XV Международного телевизионного конкурса юных музыкантов “Щелкунчик”.
По традиции в концерте примут участие победители “Щелкунчика” разных лет, а также солисты – члены жюри конкурса: Лиана Исакадзе, Екатерина Мечетина, Иван Монигетти, Даниил Крамер, Давид Голощекин и Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (Художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов). За дирижерским пультом – маэстро Фабио Мастранджело.
Популярный и всеми любимый телевизионный конкурс “Щелкунчик” пройдет со 2 по 9 декабря. Главный редактор телеканала “Россия К” Сергей Шумаков назвал юбилейный конкурс прологом к главному культурному событию 2015 года – XV Международному конкурсу им. П. И. Чайковского.
Помимо участников из России, в этом году на “Щелкунчике” выступят дети из Австралии, Армении, Беларуси, Германии, Грузии, Египта, Казахстана, Молдовы, Таиланда и Украины. Оригинальные призы конкурса – золотой, серебряный и бронзовый “Щелкунчики” изготовлены по дизайну художника и дизайнера Михаила Шемякина. Кроме того, один из юных виртуозов сможет получить приз зрительских симпатий в момент прямого эфира на финальном выступлении участников.
Телеканал “Россия К” будет транслировать II тур конкурса с 5 по 7 декабря в вечернем эфире (19.00). Духовые и ударные инструменты соревнуются 5 декабря; струнные – 6 декабря; а пианисты – 7 декабря. Завершится конкурс 9 декабря. В этот день в 19:00 в Концертном зале им. П. И. Чайковского откроется Третий тур, на котором определятся победители. На сцене выступят 9 финалистов и оркестр, который поддерживает конкурс в этом году. Кроме этого, на сайте телеканала tvkultura.ru будут вестись прямые трансляции I и II туров конкурса, а также церемоний открытия и закрытия.
Самая юная участница XV Конкурса – 9-летняя скрипачка из Барнаула Вероника Дерышева. О том, как складывается судьба “Щелкунчиков” после конкурса, как развивается сама его история, мы побеседовали с пианисткой Екатериной Мечетиной, которая будет судить “Щелкунчик” уже не в первый раз.
– Как влияют телевизионная слава и успех на внутреннюю жизнью ребенка, который решил стать музыкантом?
– Не знаю, можно ли говорить о таком понятии, как “слава”, применительно к нашим “Щелкунчикам”. Успех – да! У конкурса очень большая аудитория; его финал смотрят в прямом эфире – переживают, болеют. Конечно, победителям достается очень много всяких приятных и счастливых моментов. Но, в отличие от других событий, которые так и называются – “шоу”, мы все-таки не провоцируем детей, если можно так сказать, на “самолюбование”. Тем, кто победил, еще нет и пятнадцати лет. Они только в середине, а то и в самом начале пути, чтобы стать профессиональным музыкантом. Все они очень хорошо понимают, что основные финалы еще впереди!
– Как вы воспринимаете явление вундеркинда?
– Такой ребенок хорош, когда у него, что называется, есть что-то за душой. В этом “расхожем” выражении для меня подразумевается сразу очень многое. С самых ранних лет он должен получать то, что мы называем профессионализмом, а не эксплуатировать просто свои природные данные.
Ведь в искусстве многое зависит от трудолюбия. Есть и другие факторы. Я думаю, такие дети все это понимают. Вундеркинд – это ребенок, который просто немножечко раньше других развивается. Вундеркинды могут стать гениальными музыкантами, и такой пример – Евгений Кисин. Еще один пример – Григорий Соколов. Он в шестнадцать лет (а это, в общем-то, еще подростковый возраст) выиграл конкурс Чайковского. Он тоже мог считаться вундеркиндом. И сейчас он является первым пианистом мира.
Но мы знаем и обратные примеры: Алим Бейсембаев – “Золотой Щелкунчик” десятого конкурса. Алим вообще бросил музыку. Он решил, что у него должна быть другая профессия, может быть, его родители так сориентировали. Встречаются и такие случаи, когда ребенок подавал большие надежды, но потом его догоняли сверстники, и он становился не лучше других. Конкурс “Щелкунчик” тем и интересен, что мы не можем предугадать их судьбу.
– Даниил Трифонов на прошлом конкурсе Чайковского завоевал Гран-при, он был Золотым Щелкунчиком. За прошедших четыре года подросли новые претенденты на звание лауреата главного состязания музыкантов мира?
– Наверное, не в этот раз. Они еще не успели дорасти. Но могу сразу же назвать Даниила Харитонова, ему сейчас лет пятнадцать. А может, он рискнет? Не могу предугадать. Будет второй Соколов. По крайней мере, он, если не сейчас, то через четыре года будет обязательно участвовать. Это настоящий, формата Конкурса Чайковского пианист, у него колоссальное будущее. Прошлогодние Щелкунчики тоже совершенно блестящие.
Но они еще совсем дети, только на год стали старше. Например, Давит Хрикули через полгода после нашего конкурса выиграл серьезное состязание в Астане, которое проводит Денис Мацуев. Явно, что этот человек музыку не бросит, она – его жизнь.
– Как быть членом жюри такого конкурса? Как судить детей?
– Когда произношу эту фразу: “судить детей”, у меня внутри что-то обрывается. Самое сложное – сравнивать восьмилетних и тринадцатилетних, ведь на “Щелкунчике” нет нижней границы. Я знаю, что в этом году на конкурс по специальности “духовые” подал заявку пятилетний ребенок. Не знаю, прошел ли он отбор. Он играет на медно-духовом инструменте, который называется тенор.
Сам мальчик чуть больше ростом, чем этот инструмент. Я видела его выступление на юбилейном концерте “Новых имен”, и он действительно играл! Ведь в пять лет многие дети и букв еще не знают, а тут человек выходит на сцену – такой молодой пятилетний мужичок! Детей оценивать действительно сложно, и у нас бывают иногда расхождения. В последние годы мы сразу поднимаем таблички с оценками. Нет обсуждения за кулисами: пять секунд на размышление, и мы должны объявить, что называется, всему миру свое решение. Дети должны к этому привыкать с раннего возраста, они знают, куда они попали.
– В этом году пятнадцатый “Щелкунчик”, а в следующем – пятнадцатый конкурс Чайковского. С какими результатами за 14 лет “младший брат” подошел к юбилею?
– Конкурс “Шелкунчик” родился и живет. То, что он любим, – уже факт, и я считаю его главным конкурсом страны для детей. Не знаю, какой бы еще конкурс мог сравниться по популярности со “Щелкунчиком”.
Его престиж очень высок. Благодаря телевизионному формату, к нему имеют доступ абсолютно все: любой педагог, родитель или ребенок в разных уголках нашей страны и не только. Каждый может обсудить лауреатов, сделать собственные выводы, сравнить выступления конкурсантов со своим уровнем, а уже потом принять решение, возможно ли в следующий раз поучаствовать самому.
Татьяна Эсаулова, Российская газета