Разные языки, национальности, культуры… На VI Мальтийском международном музыкальном фестивале, звеном, соединяющим это многоголосие, стала музыка Арама Ильича Хачатуряна.
Фортепианное трио имени Хачатуряна – Карэн Шахгалдян (скрипка), Карен Кочарян (виолончель) и Армине Григорян (фортепиано) – с гордостью носит имя великого армянского композитора.
Этот тройственный союз настоящих музыкантов, ярких личностей, замечательно владеющих ансамблевой игрой, покорил мальтийскую публику тонким прочтением знаменитого Адажио из «Спартака», «Ноктюрном» Арно Бабаджаняна, камерными сочинениями композитора-резидента фестиваля Алексея Шора.
Перед началом концерта в Роберт Самут Холле нам удалось поговорить с Карэном Шахгалдяном о фестивале и музыке, которая на нём звучит.
— Карэн, часто говорят, что скрипач – абсолютно одинокий музыкант. У вас – замечательный ансамбль. Как живется «одиночеству» в вашем коллективе?
– Про скрипача и его «одинокость» – это, как мне кажется, просто красивая история, придуманная сами же скрипачами для поднятия своего ореола загадочности и неповторимости (смеется). Я немного по-другому смотрю на все эти вещи.
Музицирование в ансамбле – очень интересная тема, ведь композитор даёт нам определенные установки, то есть мы заранее знаем свои роли в этом спектакле. Даже в дуэте, ты уже не один; ты – не главный, к примеру, во всех этих великих сонатах, созданных для фортепиано и скрипки…
Вообще, абсолютно всё прописано в нотах. Может быть, это прозвучит и банально, но я всегда внимательно изучаю то, что заложено в партитуру композитором, при этом, твоя роль – явно не главенствующая. Не очень-то верю в «сахарно-сладостное» сочетание музыкантов, когда они во всем друг с другом соглашаются – и во время репетиционного процесса, и в момент выступления на сцене.
— В споре, как говорится, рождается истина?
– В случае трио, это всегда три музыкальных индивидуальности, которые творят вместе, в одном ансамбле. У каждого инструмента есть своё высказывание в данном материале, как и у каждого человека, должно быть своё мнение, и оно может не совпадать с мнением партнёров по трио.
Движение в одну точку этих трёх разных мнений – вот этот момент обязателен. Ты можешь не соглашаться, дискутировать, но цель должна быть одна. Если вы готовы идти по такому пути, тогда всё получается.
Мы уже вместе не первый год, конечная точка – ещё не близко, но мы знаем, куда идти. И, дай бог, что до этого «финиша» мы не дойдем… Беседовать и спорить друг с другом – такая формула мне очень нравится.
— Вы исполняете интересный программный цикл Алексея Шора: пьесы из Travel Notebook, а также «Coming of Age», «Farewell nocturne»… Как программность влияет на интерпретацию?
– Программность в музыке я люблю. Это своего рода «подсказка» композитора, а когда она имеется, действительно, понимаешь, в каком направлении думать и над чем работать. С другой стороны, это предполагает некую ответственность за твоё собственное видение. Обычно я с большим удовольствием пускаюсь во все эти «приключения» – мне интересен «план» сочинения, придуманный композитором.
О чем музыка Алексея Шора?
– Он пишет о том, что чувствует, переживает, что получает из жизни. Такой классический подход к творчеству. Что мне абсолютно нравится, как исполнителю, – это глубокое ощущение искренности.
Что для вас является отправной точкой в драматургии цикла, который прозвучит сегодня?
– Внутри любого циклического произведения должно быть развитие, как и в самом выступлении-концерте – тоже должна быть заложена идея. Цикл Алексея Шора мы играем уже второй год, у нас есть несколько вариантов; мы как бы моделируем концепцию этого сочинения.
В итоге, я думаю, нашли правильную «формулу» развития. В первую очередь, – это контрасты: абсолютно разные образы, картины, чувства, эмоции… Важен и тональный план сочинения, тембровые краски различной плотности и насыщенности…
— Процесс познания для музыканта бесконечен. Чем увлекаетесь, что для вас сейчас важно прочитать, узнать?
– Читать хочется больше, но, к сожалению, в наше время книге в жизни человека отводится всё меньше места. Дети мои уже точно читают меньше, чем я в их возрасте. Есть много интересующих меня книг, но до них ещё нужно как-то добраться.
Сейчас я читаю потрясающую вещь, написанную с фантастическим чувством юмора и очень большой долей такта – это книга музыке, о профессии дирижёра замечательного музыканта Шарля Мюнша. Получаю громадное удовольствие!
— Расскажите о своих впечатлениях на Мальтийском фестивале. Что скажете об игре Государственного симфонического оркестра Армении под руководством Сергея Смбатяна?
– Я знаю Сергея много лет, а оркестр с первых дней основания. С интересом слежу за ними, и скажу объективно, коллектив невероятно растёт от концерта к концерту. Это потрясающее качество. Они действительно хотят работать над собой, и каждая новая программа – это творческий вызов. Знаю, как Сергей подходит к каждому новому сочинению, как стремится сделать что-то особенное.
Несмотря на свой младенческий для дирижера возраст, Сергей Смбатян – уже фигура. Он очень интересный музыкант – ищущий, думающий, неостанавливающийся, создающий. Могу сказать только слова поддержки и пожелать, чтобы этот коллектив не останавливался на достигнутом.
Сергей Смбатян: “Барьеры в музыкальной практике приходится преодолевать постоянно”
— Как оркестр реагировал на других дирижеров, принимавших участие в Мальтийском фестивале?
– Когда они работают с Сергеем, у них – своя харизма, свой звук, свои приоритеты. Очень важно, что во время выступлений с другими дирижёрами молодые музыканты потрясающе подстраиваются под стиль каждого из приглашенных маэстро, при этом качество остается на очень высоком уровне. Они мобильны и очень гибки в музыкальном подходе.
— Есть ли у вашего трио какой-то талисман и помогает ли он вам в ваших выступлениях?
– Отличный вопрос! У ансамбля, действительно есть талисман! Он появился случайно, мы играли концерт в старинном русском городе Угличе. Это было именно в первый год рождения нашего трио.
Там чудесный концертный зал – очень камерный – находится прямо в Кремле, с отличным роялем, прекрасной акустикой, – такая абсолютно домашняя, но в тоже время «эстетская» салонная атмосфера.
После выступления подходила публика с подарками, и, помимо цветов, нам также подарили банку домашнего варенья, книги. Среди этих трогательных даров были две тряпичные куклы, сделанные одной женщиной, которая была на концерте. Свой подарок она прокомментировала так:
“Эти две куклы, они – не простые, они – ваш добрый талисман… Одна кукла пусть останется у вас, а другую вы должны оставить здесь, собственноручно отпустив её в реку перед тем, как уедете из города”.
Это было в декабре, все реки замерзшие, но мы нашли какой-то ручей и пустили, как и было сказано, на счастье, эту куклу в плавание.
— Вторая кукла осталась у вас?
– Ильинична? Конечно же, мы назвали её в честь Арама Ильича, и вот уже 11 лет она гастролирует с нами. Каждый концерт ей отводится почетное место на рояле. И нам пришла в голову замечательная идея, надевать на неё тот национальный костюм, в какую страну мы приезжаем…
— Значит, сегодня вечером Ильинична превратится в мальтийку?!
– Именно так. За перевоплощения нашего талисмана отвечает Армине, удивительный человек, совмещающий работу в нашем ансамбле и руководство Музеем Хачатуряна в Ереване.
Музей очень интересный, это не просто хранилище раритетов о великом армянском композиторе, это живое пространство, с большим концертным залом, живущее активной жизнью каждый день, с меняющейся экспозицией. И скажу честно, это один из самых любимых залов в Ереване: дом, который открыт для всех, кто любит искусство и музыку…
Татьяна Эсаулова, Москва-Валлетта