Одновременно в Москве и Нью-Йорке завершает свой 238-й сезон Большой театр России. «В Москве мы даем оперу “Тоска”, а в Нью-Йорке завершаем гастроли легендарным балетом “Спартак”, — уточнил генеральный директор ГАБТа Владимир Урин.
В эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС руководитель Большого подвел итоги уходящего сезона и определил основные стратегические направления деятельности главного музыкального театра страны на предстоящий творческий год.
«Наиболее важным событием я бы назвал смену музыкального руководителя», — сказал Урин. Он напомнил, что вместо подавшего в отставку Василия Синайского этот пост занял молодой дирижер Туган Сохиев. «Смена эта произошла неожиданно в разгар сезона», — отметил глава ГАБТа. Но, по его словам, форс-мажорная ситуация не отразилась на выпуске заявленных премьер.
«Все было выполнено в срок, без какой-либо задержки», — констатировал Урин.
В целом, это шесть премьер: три балетных и три оперных.
«Мы выпустили масштабный балет “Марко Спада” в постановке известнейшего французского хореографа Пьера Лакотта, знаменитый балет Джона Ноймайера “Дама с камелиями” и балет “Укрощение строптивой”, специально для ГАБТа созданный художественным руководителем “Балета Монте-Карло” Жаном-Кристофом Майо», — перечислил Урин. Далее он назвал новые оперные спектакли — «Дон Карлос» Верди и «Царская невеста» Римского-Корсакова (обе постановки сделаны на Исторической сцене), а также опера Моцарта «Так поступают все женщины», обосновавшаяся на Новой сцене.
«Смело могу сказать, что каждая из премьер была тепло встречена зрителями и получила оживленное, позитивное обсуждение в прессе, — продолжил гендиректор ГАБТа. — Публика с удовольствием идет на новые спектакли, билеты раскупаются подчистую. Думаю, что эти названия займут прочное место в текущем репертуаре и им уготована долгая сценическая жизнь».
Особо выделил Урин «Царскую невесту». Дирижером-постановщиком спектакля должен был выступить Василий Синайский, который ушел из Большого театра, так и не выполнив взятые на себя обязательства.
«Не скрою, меня волновала не столько смена дирижера, сколько возобновление “Царской невесты” в старой эстетике, — признался руководитель ГАБТа. — Однако Геннадий Рождественский и подобранный им состав певцов сделали этот спектакль музыкально убедительным, что подтвердилось и на премьере в Москве, и на гастролях в Вене и Нью-Йорке, где опера прозвучала в концертном исполнении и имела серьезный успех».
Кстати, первой работой нового музыкального руководителя Тугана Сохиева станет опера Чайковского «Орлеанская дева», которая также прозвучит в концертном исполнении. Ее премьера состоится 26 сентября на Исторической сцене ГАБТа.
«Репетиции идут полным ходом, — сообщил Урин. — Начались репетиции еще одного нового спектакля — детской оперы Сергея Баневича “История Кая и Герды” (“Снежная королева”).
Всего в предстоящем сезоне будет показано шесть оперных премьер, в числе которых “Риголетто” Верди, “Пиковая дама” Чайковского, “Свадьба Фигаро” Моцарта и “Кармен” Бизе. В балете ожидается три премьеры: “Легенда о любви” Юрия Григоровича, “Гамлет” в постановке Раду Поклитару и Деклана Доннеллана и “Герой нашего времени”, который сочиняет хореограф Юрий Посохов.
“Планы объявлены и хорошо известны широкой общественности”, — заметил глава ГАБТа, добавив, что макеты практически всех будущих спектаклей уже представлены и составы исполнителей определены.
Относительно старых спектаклей Урин сообщил, что некоторые из них будут сняты с репертуара.
“Я уже ранее объявлял, что опера „Набукко“ будет снята с репертуара — подтвердил гендиректор Большого. — Когда появится новая „Кармен“, старая „Кармен“ также исчезнет с нашей афиши. В октябре будет проведен кастинг новых исполнителей оперы „Евгений Онегин“ в постановке Дмитрия Чернякова”.
Урин сообщил, что под занавес сезона молодежная оперная программа ГАБТа пополнилась пятью новыми артистами. Шесть молодых певцов приняты в основную труппу театра. Урин считает, что “это нормальный творческий процесс, что так и должен развиваться настоящий, живой театр”.
Сам Урин проработал в Большом ровно год. Вступая в должность генерального директора, он говорил, что Большой театр “напоминает не единое государство, а как бы состоит из удельных княжеств”.
“Много князей, начальников, дублирующих функций, и каждое подразделение считает себя главным, — пояснил Урин. — А нужно, чтобы театр действовал, как слаженный механизм, работающий на общее дело, коим является выпуск хороших спектаклей”.
Созданию такой четкой системы взаимоотношений Урин, по его словам, намерен посвятить следующий сезон. Он не скрыл, что кадровых перемен не миновать. “На принципиальных, ключевых постах появятся новые люди”, — заявил гендиректор ГАБТа.
Что же касается отпуска, то, как выяснилось, в Большом театре его не бывает. “На обеих наших сценах — Исторической и Новой — будут проведены необходимые регламентные работы, чтобы достойно, без помех, вступить в очередной, 239-й сезон. Он откроется 14 сентября оперой Мусоргского „Борис Годунов“, — заключил руководитель ГАБТа.
Ольга Свистунова, ИТАР-ТАСС