Французский дирижер Фредерик Шазлен – частый и желанный гость в наших краях.
С тех пор, как 15 лет назад его открыл художественный руководитель ансамбля современной классической музыки “21 век” Дан Юхас, Шазлен вновь и вновь возвращается в Израиль. Он дирижировал почти всеми оркестрами страны, включая Филармонический, равно как и многими постановками Израильской оперы.
Вот как сказала о его дирижерском стиле одна из певиц тель-авивского оперного театра:
“У него очень музыкальные, поющие, и в то же время властные руки. Под его управлением оркестр оперы играет так хорошо, как только может”.
В ноябре 2012 Шазлен был назначен художественным руководителем Иерусалимского симфонического оркестра, с которым он уже работал в прошлом.
“На этот раз я попал в ИСО почти случайно – услышал, что есть вакантная должность и подал документы. По окончании шестичасовой репетиции выяснилось, что мы по-прежнему нравимся друг другу, вот я и остался. Это было все равно, что снова пожениться после десяти лет жизни в разводе. Впрочем, с оркестром я никогда и не разводился, проблема была в администрации, а вовсе не в музыкантах”.
Фредерик Шазлен родился в Париже в еврейской семье, имевшей русские корни. Он свободно владеет русским языком – не только говорит, но и читает и пишет. Шазлена с детства учили игре на фортепиано, но вообще он собирался стать композитором.
“Но я был так наивен! Только к 15 годам я понял, что музыка, которую писали в то время, совсем не похожа на то, что я хотел сочинять. И потому я переключился на дирижирование и игру на фортепиано, и лишь время от времени писал музыку для театра и кино, да песни по заказам моих друзей.
Но лет 10 назад я стал замечать, что мир современной музыки изменился – слушать ее стало удовольствием! А это значит, что мне ее будет приятно писать, а публике – приятно слушать. Я даже решил, что постараюсь меньше дирижировать, чтобы сосредоточиться на композиции. Так что в этом отношении иметь свой собственный оркестр очень удобно.”
Разговаривать с Шазленом – оперным и симфоническим дирижером с международной карьерой – всегда интересно. Он генерирует неочевидные идеи и излагает их в нескольких лаконичных фразах. Он вспоминает, как, будучи студентом Парижской консерватории, он отметил, что руки дирижеров, которые ему особенно нравились, двигаются точно не в воздухе, но в значительно более плотной среде.
“Я стал тренироваться в бассейне, под водой – и это мне помогло! Струнники, которые составляют основную массу оркестра, переводят жесты дирижера с языка движения – в звук, и, таким образом, их инструменты начинали звучать интенсивнее и глубже”.
У Шазлена есть ясное представление о том, каким должен стать Иерусалимский симфонический оркестр в будущем.
“В первую очередь, нам предстоит обширная техническая работа. По сути дела, на протяжении многих лет у оркестра не было настоящего лидера. Оркестр должен вернуться к такому уровню игры, когда он сможет гастролировать и делать записи”.
Шазлен продолжает:
“Израиль маленькая страна, однако музыкальная жизнь здесь богата и разнообразна. Я убежден, что в стране достаточно места для двух ведущих оркестров. Конечно, Иерусалимский симфонический оркестр не собирается конкурировать с Израильским филармоническим, но Иерусалим сам по себе – целая Вселенная и его оркестр должен иметь свое особое лицо”.
Какое? Ответ не так прост. Например, многие оркестранты – уроженцы России; они безупречно играют русскую музыку – но строить на ней репертуар ИСО было бы неверно. Точно так же ошибочно исполнять произведения исключительно израильских композиторов, ведь это – только современная музыка.
Однако, дирижируя израильскими оркестрами, я обратил внимание на нечто весьма особенное и характерное: то, что называется еврейской душой. Основатель Израильского филармонического оркестра Бронислав Губерман однажды сказал, что неслучайно евреи выбрали скрипку: она – единственный инструмент, который можно, спасаясь бегством, взять с собой.
И евреи научились выражать игрой на скрипке – целый мир. Вот это я и имею в виду: Иерусалимский симфонический видится мне оркестром, который исполняет любую музыку, от И. С. Баха до Йосефа Таля с лиризмом, теплотой и энергией, присущими еврейской душе”.
Несмотря на насыщенный концертный график, общительный и обаятельный Шазлен находит время для хобби.
“В юности об этом и думать не приходилось, тогда моя жизнь была подчинена единственной цели: стать хорошим музыкантом. Но лет 15 назад, почувствовав, что я уже кое-чего достиг, я завел себе парочку хобби. Но и они имеют прямое отношение к музыке – не могу же я позволить себе, развалившись на диване, смотреть футбол.
Вот, например: у меня совершенно неожиданно развился страх перед полетами на самолете, что для гастролирующего дирижера – большая проблема. Один мой знакмый посоветовал мне получить права на управление легким самолетом. “Как только ты поймешь, как летает самолет, ты перестанешь бояться”, – сказал он. Так оно и вышло. Я увлекся полетами и теперь нахожу много общего между управлением самолетом и дирижированием: ты должен одновременно многое контролировать, но при этом не пережать, иначе дело закончится крушением”.
Приготовление пищи – еще одно хобби Шазлена.
“Не так давно в Нью-Йорке я подружился с Вуди Алленом – мы встретились на кухне наших общих знакомых. Оказалось, что и он тоже кулинар-любитель. И мы решили вместе приготовить молочный коктейль. Но если Вуди Аллен подошел к задаче как режиссер – для него добавить еще один ингредиент все равно что добавить в сюжет новый драматический поворот, то для меня, дирижера это означало обогатить пьесу новыми звуками.
Так что в конце концов, для меня все – музыка!”
– смеется он.
Фредерик Шазлен продирижирует заключительным концертом сезона 2012-13 гг. Иерусалимского симфонического оркестра 10 июля в зале Генри Крауна в Иерусалиме.
Максим Рейдер