Для Государственного филармонического оркестра Армении 2014 год станет годом новых программ и достижений.
Ожидаются концертные турне в ряде стран, по инициативе известной немецкой компании выйдет в свет и новый аудиодиск в исполнении музыкантов оркестра. Кроме того, немало сюрпризов обещает и 8-ой Ереванский международный музыкальный фестиваль. Многие объясняют успехи этого оркестра в последние годы тем, что у «пульта» управления стоит художественный руководитель и главный дирижер Эдуард Топчян, а также неутомимым трудом и преданностью своему делу музыкантов этого оркестра.
Корр. Арменпресс беседовала с маэстро Эдуардом Топчяном о достижениях возглавляемого им Филармонического оркестра Армении, программах этого года, ожидаемых гастролях и на другие, не менее интересные темы.
— Маэстро, каким был 2013 год для Филармонического оркестра Армении, чем он особо запомнился?
— По оценкам специалистов, уровень оркестра очень повысился и это нас очень воодушевляет и придает нам новые силы. В прошлом году у нас были музыканты-легионеры, которые привнесли в оркестр свои краски и определенные европейские традиции.
У нас появился фонд в США, который, мы надеемся, будет активно действовать. Хотя намечаемые гастроли в Китае не состоялись, а точнее, отложены на 2014 год, нам удалось выступить со многими известными солистами, которых мы мечтали принять в Армении, а с пианистом Андреасом Фёлихом даже удалось записать уникальный CD – с произведениями Моцарта. Это колоссальное событие в жизни оркестра. Не менее важным событием стало и исполнение последних симфоний Брукнера. Все эти достижения – творческие. Я мечтаю о том, чтобы наш оркестр достиг высокого мирового уровня.
— А когда вы собираетесь представить новый диск армянской музыкальной общественности? Какие именно произведения Моцарта включены в этот диск?
— По всей видимости, уже в начале весны, окончательный вариант уже у нас. Это сделано на высоком профессиональном уровне, мы даже не ожидали. В диск вошли увертюры к знаменитым операм Моцарта – «Женитьба Фигаро» и «Дон-Жуан», а также 6-й и 13-й фортепианный концерты.
Мы рады, что немецкая компании пожелала записать Моцарта в нашем исполнении, поскольку нас пока воспринимают только как исполнителей армянской музыки, хотя и это неплохо. Надеемся с ними же записать и 2-ю симфонию Арама Хачатуряна. Мы многого добились и, надеюсь, благодаря нашим усилиям, добьемся еще большего.
— Начало 2014 года ознаменовалось историческим концертом замечательного польского композитора и дирижера Кшиштофа Пендерецкого…
— Для меня Пендерецкий – самый выдающийся композитор и музыкант современности. Сегодня понятия «талантливый», «одаренный, «гениальный» как-то сместились и нивелировались. Этими эпитетами легко разбрасываются в наши дни. Клаудио Аббадо – один из выдающихся дирижеров нашего времени, тоже не гений, хотя и был легендарным дирижером, обладавшим уникальным талантом. Исполнитель не может быть гением. Гением был Бетховен….
О Пендерецком можно сказать, что он гений, он – Брамс наших дней. Нам было радостно работать с ним, и он остался доволен нашими музыкантами. Мы специально попросили его не присутствовать на репетиции его Второй симфонии, чтобы наше исполнение стало для него сюрпризом. И, действительно, услышав ее в нашем исполнении, Пендерецкий сказал, что симфония открылась ему по-новому, «вы исполнили ее лучше, чем я написал». Это гениальная симфония, и мы рады, что наше исполнение понравилось автору.
— Какие концерты Филармонического мы услышим в этом году?
— 11 и 13 февраля мы представим вместе с Асмик Папян оперу «Тоска». Это сложное и любимое многими произведение давно не звучало в Армении. Кроме того, 15 февраля мы собираемся отметить 100-летие Арама Сатунца.
— Как известно, 19 февраля Филармонический собирается почтить память ушедшего недавно из жизни Клаудио Аббадо и исполнить «Реквием» Верди. Маэстро, вы лично были знакомы с Аббадо?
— Я не только был знаком с ним, но, волею судеб, контактировал с ним целых 5 лет: имел право присутствовать на его репетициях, имел возможность общаться с ним, задавать ему вопросы. Он был гуманным и добрым человеком, но не очень общительным. Аббадо много раз дирижировал «Реквием» Верди и сегодня, репетируя это произведение, я как будто слышу его голос – «здесь сделай так, а здесь так»… Жаль, что его уже нет с нами.
— А в этом году оркестр поедет на гастроли?
— Нас ожидают два важных концертных турне. С 25 августа по 4 сентября мы будем выступать в Словении и Италии, а 4-14 октября – в Австрии, Италии и Германии. В последние годы мы мало гастролировали из-за финансовых проблем. А в этом году и до 2015 года у нас насыщенный график гастролей, видимо, с целью представить оркестр на известных сценических площадках мира. На гастролях мы, в основном, будем исполнять произведении армянских и русских композиторов – Хачатуряна, Шостаковича, Чайковского.
— С какими музыкантами-легионерами мы встретимся в этом году?
— Ожидается много солистов, в частности, в рамках 8-го Ереванского международного музыкального фестиваля. Изабел Фауст и Кирилл Герштейн, которых нам с трудом удалось в свое время «привезти» в Армению, сегодня сами говорят, что снова приедут в нашу страну. Мы очень рады этому.
— В прошлом году вы упомянули о своем желании создать в Армении филармоническую школу-академию. Какие шаги в этом отношении уже сделаны?
— Пока проблема в подходящем для академии месте, в удобной для нас площадке. Представьте, спонсоры у нас уже есть: Всеобщий армянский благотворительный союз готов реализовать этот проект. Мы даже знаем, кто будет преподавать в этой школе, дело за местом…
— Как вы думаете, есть ли у нас сегодня хорошие молодые музыканты?
— Наверное, есть несколько, но их явно недостаточно для пополнения в будущем состава филармонического оркестра и оперы. Необходимо воспитывать музыкантов с 5 лет. Было бы хорошо, если бы и сегодня, как в советское время, действовали несколько музыкальных школ, таких как музыкальная десятилетка имени Чайковского или школа Саят-Нова… Мы талантливая нация, однако, в силу каких-то обстоятельств, у нас мало качественных музыкантов…
Роза Григорян, armenpress