8 июня 2017 в Камерном зале Московского международного Дома музыки пройдет концерт Metro Concert Art – экспериментальный проект, объединяющий атмосферу современного метро и формат традиционного камерного вечера. Программу составили сочинения Шнитке, Рахманинова, Чайковского и Шумана.
Ее представят московский Rusquartet и итальянский пианист Эмануэль Римольди.
Выпускник Миланской и Московской консерваторий, лауреат международных конкурсов Эмануэль Римольди запомнился многим меломанам как участник XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
О том, чем пианиста заинтересовала идея Metro Concert Art, как изменилась его жизнь после конкурса Чайковского и почему исполнителю-солисту имеет смысл изучить технику владения самурайским мечом, Эмануэль Римольди рассказал в интервью ClassicalMusicNews.Ru.
– Проект Metro Concert Art достаточно необычен. Чем он привлекателен для вас?
– Прежде всего, тем, что дал мне возможность вновь приехать в Москву. Я долгое время жил в этом городе, мне его не хватало.
Что касается собственно художественной идеи, то она мне кажется очень любопытной: классика в сочетании с дизайном различных станций метро способна создать особую атмосферу, которая вдохновит публику, объединит ее с музыкой и артистами. Музыка – это ведь путешествие, которое зарождается в глубинах души. Эти глубины подобны подземному миру метро, где каждый из нас может найти красоту, которой нет на поверхности.
Я думаю, что Metro Concert Art – это чудесная идея еще и потому что при всей своей нестандартности, она не ставит под сомнение высокое качество исполнения.
– Программа концерта подчинена какой-то единой музыкальной концепции?
– Однажды мне довелось играть почти ту же самую программу на другой площадке. Драматургически она была выстроена как движение от тьмы к свету – от «темного» трио Рахманинова к «свету» в квинтете Шумана.
Здесь также будет действовать принцип «накопления» участников на сцене: от дуэта к квинтету, что само по себе усилит ощущение этой динамики. Если говорить образно, то движение по лабиринтам метро – это ведь не что иное, как поиск света в конце туннеля.
– Создается ощущение, что вы – любитель метро, способный увидеть в подземке настоящую романтику…
– Мне нравится метро, потому что это четко организованная структура. По природе я человек спонтанный, поэтому слаженная работа служб метро меня завораживает.
Я часто пользуюсь этим видом транспорта – живу в центре Милана, рядом со станцией. А автомобили у меня ассоциируются только с бесконечными пробками и загрязненным воздухом. В мире есть два метрополитена, которые меня по-настоящему поразили. Это Московское метро и Метрополитен Киото.
– На ваш взгляд, насколько сегодня камерный концертный формат актуален? В мире развитых технологий, больших залов и ярких шоу камерной музыке, кажется, остается только занять место аутсайдера…
– Не открою секрета, если скажу, что камерная музыка – это неотъемлемая часть всего академического наследия. А актуальность ее во все времена заключалась в том, что процесс камерного музицирования демократичен и гораздо более свободен, чем любой другой – это суть создания не просто музыки, а музыки, наполненной жизнью.
Конечно, мы все уже привыкли к высоким технологиям и невероятным скоростям, но они делают нас слепыми – мы перестаем интересоваться сутью вещей. Камерный же формат заставляет нас вновь обратиться к себе, прислушаться к собственному внутреннему миру. А именно этого современному человеку не хватает больше всего.
– Закончив консерваторию в Милане, вы приехали на стажировку в Россию. Достаточно необычное решение, с чем оно было связано?
– Я приехал в Москву, отучившись не только в Милане, но и в Германии. По сути, я уже был готовым пианистом. Так сложились обстоятельства, что начав заниматься в классе Элисо Вирсаладзе в Германии, я решил продолжить обучение у нее в Московской консерватории.
Это меня воодушевляло, потому что в моей семье очень любят русское искусство. Мне повезло – с самого начала меня окружала дружеская, почти семейная атмосфера.
Сейчас, когда прошло уже семь лет с момента моего приезда сюда, я вижу, что это был правильный шаг. За это я благодарен самой Элисо Вирсаладзе и ее замечательным ассистентам – Сергею Воронову, Дмитрию Каприну и Якову Кацнельсону.
Сегодня я не знаю, как охарактеризовать себя наиболее точно – итальянский я пианист или русский? Наверное, ни то, ни другое. Но если бы мне пришлось выбрать одну исполнительскую школу для себя – это была бы русская пианистическая школа.
– С чем связаны для вас годы жизни в России и есть ли желание возвращаться сюда?
– Москва – удивительный город с огромным количеством возможностей для тех, кто любит искусство.
Когда я учил русский язык, я ходил в драматические театры, часто приходил к консерваторским «соседям» в ГИТИС, чтобы посмотреть спектакли студентов. Мне также посчастливилось выступать на разных площадках Москвы и Санкт-Петербурга, я играл в Костроме и Тихвине, и это незабываемые впечатления.
В будущем я очень хотел бы проехать по России. В первую очередь я хотел бы побывать в Сибири, но, вероятно, все же в летнее время. К сожалению, в ближайшее время кроме концерта в Доме музыки других планов в России у меня нет.
– Два года назад вы приняли участие в XV конкурсе Чайковского. Тогда вы не прошли на второй тур, но, тем не менее, запомнились многим меломанам. Что-то изменилось в вашей жизни после конкурса?
– Я рад, что запомнился публике, это ведь самое важное! Благодаря онлайн-трансляции меня заметили и организаторы нескольких известных фестивалей.
Через год после конкурса у меня состоялся американский дебют на фортепианном фестивале в Майами, я подписал контракт с японским менеджментом. Потом было несколько важных концертов в Северной и Южной Америке и Европе, я дал сольные концерты в Уигмор-холле и Карнеги-холле.
В марте этого года я принял участие в московском проекте «Boesendorfer лофт-филармония». А сейчас рад пригласить всех на концерт в Дом музыки.
– В анкете для конкурса Чайковского вы написали, что ваш жизненный девиз – «Судьба помогает смелым…»
– … или «Боги любят героев». Я считаю, что все в жизни должно идти своим чередом. Ты такой, какой ты есть, и это нужно принять.
Но быть смелым – это значит иметь храбрость и мужество не идти на компромиссы в своем деле. Пусть кому-то кажется, что я делаю что-то не так, но это то, что важно для меня, а значит и правильно для меня.
Когда находишь в себе такую смелость, судьба и в самом деле помогает.
– Что в вашей жизни важно для вас, помимо собственно исполнительской деятельности?
– Моя жизнь – это жизнь артиста, ее сложно разделять на составные части: вот здесь есть музыка, вот здесь ее нет. Я занимаюсь тайцзицюань – китайским боевым искусством, которое также является методом медитации. Оно помогает мне совершенствоваться как музыканту.
Как во многих боевых искусствах и дисциплинах в нем много общего с музыкой. Я думаю, что неправильно сосредотачиваться только на своем инструменте, необходим опыт других искусств, разных сфер деятельности.
Приведу пример. Существует книга, написанная известным японским самураем Мьямото Мусаси (XVI век, «Книга пяти колец»). Она посвящена искусству владения мечом и способна научить многим вещам не только воина, но и музыканта. В книге объясняется, что боевое искусство предназначено не для убийства врага, а для того, чтобы найти способ усовершенствовать его характер и душу.
Исполнители в конечном итоге заняты тем же – наша цель привнести что-то по-настоящему ценное в души тех, кто пришел на концерт. Ну а если говорить о свободном времени, то, когда оно у меня есть, я хожу в театры, на концерты, в музеи. А дома люблю играть со своей собакой, которая получила русское имя. Ее зовут Мир.
Беседовала Алена Абраменко