Ведущая солистка Мариинского театра, лауреат Национального конкурса молодых певцов им. Л. П. Александровской, дипломант Международного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки Екатерина Шиманович родилась в Минске.
Здесь начинала свой творческий путь в Белорусской академии музыки. Позже окончила Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, была солисткой Академии молодых певцов Мариинки.
С 2008 года входит в состав оперной труппы Мариинского театра. Среди партий, исполняемых певицей, – Аида, Тоска, Турандот, Ярославна.
– Екатерина, когда вы поняли, что пение – ваше призвание?
– С самого детства мне хотелось петь, и я пела в разных коллективах, иногда выступала сольно. Окончив архитектурно-строительный техникум, поняла, что заниматься этой профессией не буду, и стала готовиться с педагогом к поступлению на подготовительные курсы консерватории.
Проучившись два года, стала лауреатом республиканского конкурса, и меня без экзаменов приняли в минскую консерваторию. Начинала петь я как меццо-сопрано, но после прослушивания в Академии молодых певцов при Мариинском театре стала работать с сопрановым репертуаром.
– Что самое важное, по-вашему, в профессии оперного артиста? Какими качествами должен обладать исполнитель?
– Кроме ярких вокальных данных важна драматическая одаренность. Артист должен быть погружен в ту ситуацию, в которой существует его герой. Конечно, важен темперамент, но кроме этого открытость миру и людям. Важна доброта.
Сцена все обнажает: если человек злой, то он и на сцене злой. Когда артист поет, в тембре голоса слышно все – интеллект, личностные качества. Если человек злой и глупый, это тоже слышно.
– Приходится ли вам чем-нибудь жертвовать ради карьеры?
– Не люблю слово «карьера». Моя работа – это мой образ жизни. Я люблю работать, но у меня есть муж, ребенок, и моя семья для меня важнее всего. Никогда не гонюсь за бешеным успехом. Просто занимаюсь тем, что мне нравится. Сыну в декабре исполнилось четыре, и однажды он мне сказал:
«Ты моя любимая мама и не должна работать, ты должна быть все время со мной!»
А я пытаюсь ему все объяснять, он бывает на моих спектаклях.
– И как воспринимает их?
– Ему нравится. Например, он смотрел «Любовь к трем апельсинам», где я играю злую фею Фату Моргану. К моему удивлению, высидел весь спектакль, а в антракте пришел в гримерку, посмотрел на меня и сказал:
«Ты же только сейчас злая, дома опять будешь добрая?»
И пошел смотреть второе действие. Он любит музыку и сам все время поет, мечтает стать то скрипачом, то трубачом, то дирижером.
– Ваша профессия требует особого режима…
– Перед спектаклем стараюсь отдохнуть. Очень важно в этот день несколько часов побыть наедине с собой, помолчать. В действительности во что веришь, то и помогает.
– Ваши рецепты, как поддерживать вокальную форму?
– Много петь. Периодически прихожу на мастер-классы к своему педагогу Грайру Ханеданьяну, у которого окончила консерваторию. Это у него я стала сопрано. У меня замечательный концертмейстер.
– Приходилось ли вам работать в Большом театре оперы и балета в Минске?
– В Минске пела один раз: меня пригласили на молодежный оперный форум, пела Ярославну в опере «Князь Игорь». Прием был замечательный. Мне понравился уровень организации фестиваля. В театре поразили хор и оркестр. Гостей фестиваля принимал директор – он показал нам видеоролик о технических возможностях сцены, это было великолепно. С радостью приехала бы туда еще раз.
– Насколько оправданно суждение, что опера – элитарный и трудный для восприятия вид искусства?
– Элитарный – да, хотя бы потому, что это дорого. Оперу нужно популяризировать. Доносить до людей с детства, прививая понимание того, что существует такой вид искусства. Извне нам навязывается эстрада, и далеко не всегда хорошего качества.
А классическую музыку широко не исполняют, и люди в основном не знакомы с огромным количеством потрясающей музыки. Вот в Европе проводят уличные фестивали «Open Air».
А в Санкт-Петербурге теперь есть проект «Опера всем». Однажды на репeтиции «Фауста» на Исаакиевской площади послушала, что говорили прохожие. Многие были удивлены, что можно так красиво петь не под фонограмму.
– Как вы относитесь к экспериментальным решениям на сцене?
– Не приемлю неординарность постановок, затеянных ради самоутверждения режиссера. Лично мне не приходилось участвовать в постановках, которые категорически противоречили бы моему восприятию музыки. Иногда в европейских спектаклях не понимаю, ради чего происходит действие на сцене.
Когда есть время, стараюсь посещать спектакли и в Санкт-Петербурге. Очень люблю драматический театр, часто хожу в Молодежный театр на Фонтанке. А на оперном спектакле, помню, однажды расплакалась – так увлекло меня действие.
– Отличаются ли зрители в зависимости от стран? Вы чувствуете атмосферу в зале?
– Отмечу зрительскую культуру Японии. После спектакля или концерта обязательно автограф-сессия. А зрители дарят артистам подарки – коробочку леденцов, пачку чипсов. Это трогает. Еще запомнились минские зрители. Когда мы спели «Князя Игоря», нам аплодировали стоя.
К сожалению, в Беларуси, где у меня мама и сестра, бываю только в отпуске. Считаю, что Минск – самый красивый город. И, честно говоря, очень хотела бы там жить.
Марина Нащинец, “Народная газета”