Легендарное сопрано Джесси Норман рассказывает о собственном весе, цвете кожи и о том, чего стоит быть оперной звездой.
Никогда не говорите, что Королевский оперный театр не способен предложить хорошее соотношение цены и качества. Я не только сижу за столом напротив легендарной оперной певицы Джесси Норман в артистической театра, но, в качестве бонуса, ощущаю как напряжение оперной героини Марии Стюарт плывет из зрительного зала, где идет репетиция к премьере 5-го июля.
Дебют Джесси Норман в Ковент-Гардене состоялся в роли Кассандры (опера Г. Берлиоза “Троянцы”) в 1972 году, и эта роль в дальнейшем стала одной из ее фирменных. В восьмидесятые и девяностые годы она стала одной из самых популярных драматических сопрано в мире, технически безупречным артистом, чей голос обладал необычным диапазоном и уникальным тембром. Прославившись благодаря ролям в операх Вагнера и Рихарда Штрауса, она добровольно проверяла себя в менее известных ей водах: “Человеческий голос” Пуленка или “Ожидание” Шенберга. Дирижер Джеймс Ливайн, музыкальный руководитель Метрополитан-опера, говорит о ней как об «одном из очень редких истинных художников”.
Джесси Норман находится в Лондоне, чтобы представить свою новую книгу «Встань прямо и пой!» В этих мемуарах рассказывается о разных моментах из ее жизни – мы слышим о ее взрослении в штате Джорджия, об американском движении за гражданские права, о вдохновении, которое она черпала от афроамериканской контральто Мариан Андерсон, и о том, как началась ее профессиональная музыкальная жизнь в Европе.
«Мне дали возможность написать именно такую книгу, которую я хотела написать, а не каталог, в котором было бы перечислено где я пела, что я пела и что я носила»
– говорит Джесси.
«Я хотела написать книгу об американской семье, семье, которая взрастила меня. Чем дольше я живу, тем больше я понимаю, какую невероятную поддержку и любовь мы получили, будучи детьми»
Полная энергии “рубенсовская” женщина – ее сильные черты лица и звучная дикция придают ей ауру властности. Она ловко уходит от неинтересных ей вопросов и обладает репутацией одной из самых требовательных оперных див. Ее книга рассказывает, как она не раз вызывала раздражение у дирижеров, давая советы по поводу их работы, а также цитирует известный анекдот об афроамериканской сопрано Кэтлин Бэттл.
Однажды Кэтрин Бэттл была рассержена одной положительной рецензией, в который она была упомянута не просто как певица, но как черная певица. После того, как, рассердившись, дива выбежала из комнаты, Норман, как говорят, прокомментировала: “Ну, кто-то же должен был ей об этом сказать…”
Этот комментарий Норман обычно считается свидетельством остроумия. Но в ее мемуарах говорится о том, как один музыкальный критик спросил ее об этой истории, и утверждается, что не только сама эта история является фальшивкой, но и то внимание, которое проявил к ней данный критик, говорит о том он не способен дать непредубежденную оценку “выступлению афроамериканки”. Совсем не смешно.
Ее цвет кожи был неизбежной проблемой, с самого рождения. Она описывает себя, как продукт “определенного места и времени в истории нашей нации, на Дальнем Юге, где наш народ маршировал, проливал кровь и сражался за гражданские права”. Еще будучи школьницей, она присоединилась к молодежному отделению Национальной Ассоциации Продвижения Цветных Людей и участвовала в маршах и сидячих забастовках.
В ее памяти остались яркие воспоминания из пятидесятых годов, когда она видела президента Эйзенхауэра, посещающего церковь только для белых в городе Августа (штат Джорджия). Эйзенхауэр играл в гольф в клубе для белых, и она говорит, что “нам ясно дали понять, что президент и многие другие белые были совсем не на нашей стороне”.
Действительно ли выборы Барака Обамы стали для нее важным событием?
«То, что афроамериканец был выбран – дважды – в лидеры свободного мира, конечно, существенно»
– говорит она.
«Удивительно, чего он смог достичь, учитывая, что в день его инаугурации люди иных политических убеждений договаривались препятствовать всем его начинаниям».
Такая враждебность была основана на расизме?
«В самом деле, расизм, безусловно, является одной из причин такой враждебности. Но я не отчаиваюсь, потому что для меня стакан всегда наполовину полон»
Чего в ее мемуарах явно не хватает, так это возмутительных анекдотов или закулисных скандалов, хотя, что-то подобное проскальзывает, когда она пеняет известному корреспонденту и ведущему канала CBS News Морли Сейферу, осмелившемуся бросить тень на ее «массы тела».
«Я не из тех, кто сравнивает размер платья и артистическую работу»
– язвительно заявляет Джесси.
Сейчас ей 68 лет, она завершила оперную карьеру, хотя все еще дает сольные концерты и мастер-классы.
«Я пытаюсь напугать моих очень молодых коллег, подвигнуть их на изучение физиологии и голосов прежде, чем они начнут делать бесплодные попытки достичь того, чего не понимают. Например, очевидная и мудрая вещь – заняться гимнастикой и плаванием, чтобы укрепить свое тело, потому что люди часто не понимают, что пение – фактически спортивное мероприятие…»
Борец за музыку и искусство, она создала бесплатную «Школу искусств Джесси Норман» в штате Джорджия, чтобы обеспечить обучение обездоленным детям. За образом примадонны, на которую сыпались награды и почетные докторские звания, которая пела для президентов и королевских особ, исполняла Марсельезу к 200-летию Великой французской революции, эмоциональная жизнь Джесси Норман остается загадкой. Однако, в книге есть интригующий эпизод – Норман пишет о том, как однажды ее руки попросил некий французский аристократ. Певица подтверждает, что такой случай имел место.
“Да, это была фантастика… Очень мило…”
Не могла бы она подробнее рассказать об этом?
“Спасибо, не хочу”
«Ну, думаю – говорю я ей, – что вы отлично смотрелись бы в роли французской аристократки».
Она хохочет:
“Французы всегда были очень благосклонны к моей работе, и этого вполне достаточно”.