Ему всего 26 лет, а он уже – заслуженный артист Украины.
Дмитрий Попов – самый молодой тенор Национальной оперы. А еще его голос – чистый, сильный, объемный, выразительный и горячий – признали не только у нас.
В июне этого года Дмитрий стал лауреатом II премии престижнейшего Международного конкурса Пласидо Доминго Operalia в Париже. За всю историю существования конкурса, а проводится он с 1993 года, это был первый случай, когда лауреатом стал представитель Украины.
– Дмитрий, говорят, что в Национальную оперу молодому певцу попасть ой как не просто…
– Нужно просто придти в своем первозданном, “неиспорченном” виде. Если ты уже пел в каких-то “средних” театрах или у тебя был не слишком удачный педагог, то попасть в Национальную оперу практически невозможно – тяжело “переучиться”.
Первой партией на киевской сцене стал Владимир Игоревич (опера Бородина “Князь Игорь” в 2002 году). Я тогда как раз закончил 4 курс Харьковского института искусств и решил рискнуть… Приехал в Киев на прослушивание: нас было 54 претендента, а я значился под номером 53. Я когда свой номер закончил, хотел сразу развернуться и уехать обратно. Но объявили, что я прошел…
– У оперного певца много ограничений?
– Хватает… Мне нельзя ни в коем случае перемерзать – никаких рыбалок, охот. Нельзя быть на сквозняках, гулять в дождливую или ветреную погоду. Особенно беречься зимой нужно. Очень опасно после занятий выйти на улицу в разогретом состоянии на холодный воздух.
– Но при всех этих “ограничениях передвижения” гастролируете вы очень много…
– Это правда. Езжу не только с Национальной оперой, но и сольно. У меня есть свой агент, и с его помощью я работаю в Скандинавии и Прибалтике. Недавно вернулся из Риги – была постановка “Травиаты”, а перед этим – “Чио-Чио-сан” в Вильнюсе.
На таких поездках можно заработать: ведь моя творческая жизнь только начинается и хочется иметь твердую почву под ногами – как в прямом, так и в переносном смысле слова. А еще был в Дании, Швейцарии, Германии, Японии, Испании. Во всех гастрольных поездках исполняю арии на языке оригинала. Я заучиваю партию, но чем больше учу, тем больше мне хочется изучать этот язык. Не возьмусь петь, если дословно не знаю, о чем.
– Казусы на гастролях бывают?
– Конечно же. Зачастую нужно лететь с пересадками, и в половине случаев багаж с личными вещами прилетает позже, чем я. Костюмы я с собой не вожу: их шьют в том театре, где проходят гастроли, по высланным заранее меркам. По прилете мы получаем готовый костюм практически без примерки. И очень часто бывает, что он сшит не по тем размерам. Или не все иголки вынули из смокинга и брюк – нужно петь о любви и радости, а иголка колет в самом неподходящем месте…
– А как вы попали в Париж, на конкурс Пласидо Доминго?
– По своей инициативе – меня никто туда не “посылал” и не “делегировал”. Процесс отбора исполнителей на этот конкурс прост: жюри, среди членов которого директора и художественные руководители оперных театров Лондона, Мадрида, Парижа, Валенсии, Дрездена, прослушивают присланные видео- и аудиозаписи.
В этом году из 800 претендентов со всего мира отобрали 40 исполнителей – 20 мужчин и 20 женщин. В конкурсе принимали участие вокалисты из США, Канады, Аргентины, Польши, Финляндии, Франции, Италии, Германии, Украины, России, Армении, Испании. Поэтому быть вторым на конкурсе такого уровня (и первым лауреатом из Украины) – для меня это очень значимо и почетно. Ведь это все-таки конкурс звезды мировой величины, самого Пласидо Доминго.
– Есть кумиры среди оперных исполнителей?
– Франко Корелли – известнейший тенор. Такие голоса рождаются раз в 100 лет. А из современных мастеров оперной сцены я стараюсь быть похожим на своего учителя, Народного артиста Украины Александра Вострякова: по силе и яркости голоса ему равных нет. Ему уже хорошо за 60, а он еще может петь. И как петь! Петь достойно, легко и свободно передвигаясь по сцене.
– Но не сценой же единой живут музыканты. Чем вы увлекаетесь в “обычной” жизни?
– Очень люблю снимать на видео, фотографировать. У меня профессиональная аппаратура: беру камеры на все репетиции и во все гастрольные поездки, стараюсь записывать из зала репетиции, как оркестровые, так и сценические. Потом просматриваю и анализирую. Люблю фотографировать животных, цветы, растения. Грибы собирать. А еще я очень люблю готовить и подхожу к этому творчески. Все мясные и рыбные блюда готовлю дома сам: жена помогает только овощи чистить.
Кстати, моя жена – Лена Удоденко – тоже певица, колоратурное сопрано. Мы с ней вместе работали в Харькове. А вот в Киеве она работу по специальности не нашла: теперь редактор на телевидении.
– А мечтаете о чем?
– О “Турандот”. Спеть партию Калафа – моя самая заветная мечта. Партия не самая сложная, но очень красивая, очень выигрышная для тенора. А еще – известная и любимая зрителями. Я планирую ее спеть лет через 7–10, потому что не все партии можно петь сразу, нужно к ним идти постепенно. Сначала – лирический репертуар, а уже потом более драматический. Да и голос мой с годами может стать плотнее, лучше окрашенным, богаче, темнее… Но я уже на всю жизнь останусь тенором.
Партии, которые исполнял Дмитрий Попов на сцене Национальной оперы: Владимир Игоревич (Бородин, “Князь Игорь”), Альфред (Верди, “Травиата”), Ленский (Чайковский, “Евгений Онегин”), Лыков (Римский-Корсаков, “Царская невеста”), Водемон (Чайковский, “Иоланта”), Энцо (Понкьелли, “Джоконда”), Де Грие (Пуччини, “Манон Леско”), Анатолий Курагин, адъютант Кутузова и генерал Барклай Де Толли (Прокофьев, “Война и мир”). В планах – Герцог (Верди, “Риголетто”) и Пинкертон (Пуччини, “Тоска”).
Игорь Александров, “Газета по-киевски”