В канун московского концерта Уральского академического филармонического оркестра (УАФО) Дмитрий ЛИСС, возглавляющий коллектив с 1995 года, рассказал о наиболее интересных выступлениях в России и за рубежом, а также о жизни УАФО в период экономического кризиса.
– Дмитрий Ильич, как складывается для вас нынешний сезон ?
– Крайне напряженно: до Нового года практически ни одной свободной недели. С Уральским оркестром у нас было две поездки по России – на фестиваль “Крещендо” в Калининграде, Петербурге и Москве. Сейчас опять приехали в Москву, а вот выступления в Казани и Самаре, увы, отменились. Потом едем в Австрию, в сентябре собираемся в Иркутск на фестиваль Дениса Мацуева “Звезды на Байкале” – нам очень интересно, на Байкале мы прежде не были. Начиная со следующего января график особенно насыщенный: фестиваль “Сумасшедшие дни” в Нанте и Токио, гастроли по Европе и тур в Азии.
Надеюсь, какие-то из программ будут повторяться: скажем, на “Сумасшедших днях” несколько раз играем одно и то же, хотя это порядка десяти разных произведений.
– Как делится ваше время между УАФО и другими оркестрами ?
– Примерно пополам; может быть, чуть больше половины времени я провожу дома. В Москву приехал из Парижа, где у меня был концерт с Национальным оркестром Франции и Аркадием Володосем в Театре Шатле, перед этим – восемь концертов с Оркестром долины Луары…
До того – концерты в Японии с Филармоническим оркестром Осаки и в Норрчёпинге, где я прежде не был и где открыл для себя удивительно хороший оркестр. Поразительно, что в шведском городе, с населением примерно сто тысяч человек около ста лет существует симфонический оркестр достойного качества, с очень мотивированными музыкантами. Они по-настоящему работают, хотят работать и получают от работы удовольствие.
– Какая из этих поездок была интереснее всего ?
– Каждая по-своему: в Швеции мы играли “Петрушку”, Первую сюиту для малого оркестра Стравинского и Второй виолончельный концерт Шостаковича, солировала Соль Габетта. В Париже – Третий концерт Рахманинова и сюиту из “Щелкунчика” в редакции Темирканова: она включает целиком второй акт и два номера из первого.
В Нанте – программу из сочинений Гершвина и Бернстайна с солистами афроамериканского происхождения: замечательное попадание в стиль, фрагменты “Порги и Бесс” они пели очень хорошо. Новый год я встретил там и последний концерт серии дал 1 января. В апреле – концерт в Токио с одним из крупнейших японских оркестров Metropolitan Symphony – играем Франка и Лало.
А с нашим оркестром мы повторяем дома московскую программу и едем в Грац. Там нас ждут два концерта: “Ромео и Джульетта” и Первый концерт Чайковского с Андреем Коробейниковым плюс “Шехеразада” Римского-Корсакова.
– Коснулся ли УАФО экономический кризис ?
– Он касается всех, но нас, может быть, в меньшей степени. Боюсь сглазить, но пока зарплаты музыкантов не изменились. Труднее стало приглашать дирижеров и солистов: ведущие исполнители считают свои гонорары в валюте, а их рублевый эквивалент из-за инфляции резко возрастает. Я не Джордж Сорос, чтобы предсказать будущее рубля и евро на целый сезон, а абонементы надо продавать уже сейчас. Но платить гонорары в валюте мы не можем и ломаем голову над планированием антикризисного сезона.
Варианты есть: заключать договоры исключительно на условиях рублевых гонораров, играть чисто симфонические программы без солистов… Но мы должны думать и о слушателях, которые приходят к нам и тоже попадают под удар кризиса. Впрочем, благодаря поддержке наших властей мы уверены в своем будущем, тем более что один кризис уже пережили. Будет ли новый серьезнее, никто не знает; остается жить и работать.
– В свое время УАФО исполнял немало сочинений Сильвестрова, Канчели, Губайдулиной; играет ли сейчас оркестр подобный репертуар ?
– Редко. Это зависит и от финансов, и от отношения публики. В прошлом сезоне я включил в каждую программу своего абонемента по современной премьере, и публика восприняла это с некоторым недоумением, даже если новое для нее сочинение звучало наряду с известной музыкой. Может быть, не совсем верный выбор репертуара или его подача – надо думать дальше, искать, советоваться. Но в рамках абонементных концертов это пока не слишком получается.
– Что было самым важным в жизни оркестра последних месяцев ?
– Сезон мы открыли концертным исполнением оперы “Тоска”, пригласили певцов из Италии. Но опера – дорогое удовольствие, без помощи спонсора мы бы не справились. В прошлом году у нас появился симфонический хор, и мы стали активно исполнять кантатно-ораториальные сочинения: “Ивана Грозного” с Алексеем Петренко и “Александра Невского”, Реквием Верди и много других крупных полотен.
Недавно исполнили с Владимиром Огневым Тринадцатую симфонию Шостаковича, не звучавшую в Екатеринбурге лет двадцать. В следующем сезоне планируем “Бюрократиаду” Щедрина и “Кантату к ХХ-летию Октября” Прокофьева. С оркестром за несколько лет сыграли все симфонии Прокофьева – недавно этот цикл удачно завершила Вторая, редко звучащая, замечательная симфония. К юбилею Шнитке исполним его Реквием. А в мае предложим публике неожиданное сочетание – Фортепианный концерт Клементи и Вариации на тему Клементи Бориса Блахера.
– Имя Блахера, композитора ХХ века, не отпугнет публику ?
– Публика придет, иначе мы не делали бы такую программу. С Блахером у нас опыт уже был – играли его Вариации на тему Паганини; в том числе на фестивале Радио Франс в Монпелье, одном из самых престижных во Франции. Это была очень интересная и сложная программа, с прямой радиотрансляцией: там были также пять Этюдов-картин Рахманинова в обработке Респиги, которые оркестр прежде не играл.
Это оказалась одна из самых сложных и неудобных партитур в моей жизни. Мы знаем Респиги как мастера оркестра, но когда получили из-за рубежа ноты, то нашли там около семидесяти ошибок – притом что по этим нотам неоднократно играли.
– Воплотился ли ваш план создания коллекции уникальных инструментов для оркестра ?
– Да, коллекция постоянно пополняется – недавно мы получили несколько инструментов Вильома, ряд итальянских инструментов… Сейчас этот процесс немного приостановился, но нам удалось убедить многих состоятельных людей в том, что покупка дорогих струнных инструментов относится к категории надежных инвестиций. Они не находятся в нашей собственности: люди покупают их, страхуют и отдают нам в пользование, как это происходит в мире.
– Есть ли у вас планы работы с каким-либо московским оркестром ?
– Нам удалось договориться о концерте с Национальным филармоническим оркестром России в мае следующего года. А затем в ноябре планируется мой концерт с Большим симфоническим оркестром. К нам в Екатеринбург приезжал Владимир Иванович Федосеев – ему очень понравился наш оркестр, которым он дирижировал впервые, и родилась идея фестиваля, запланированного на 2010 год. Карт пока раскрывать не могу, но, если это состоится, публике будет представлен весьма неожиданный пасьянс.
Илья Овчинников, газета “Культура”