Легендарный пианист Денис Мацуев сыграет «Джаз в кругу друзей»: Гершвин в программе будет соседствовать с Григом, а Эллингтон – с Чайковским.
Джаз, по словам Мацуева, дает ему чувство внутренней свободы, которое должно присутствовать у любого человека, но классическому музыканту необходимо вдвойне.
А еще Денис, к радости «Стрелы», оказался большим фанатом железной дороги.
– Любите ли вы путешествовать поездами?
– С детства для меня железная дорога имела особое значение: мой дедушка был путейцем, мы прошли с ним – в прямом смысле – по шпалам Кругобайкальской железной дороги много десятков километров. Запах шпал и мазута для меня ностальгический и притягивающий одновременно, а железная дорога – проводник через время.
С пяти лет я каждый год ездил через всю страну не на самолете, а на поезде с бабушками-дедушками, родителями и в Москву, и на юг, на море, и в Грузию.
Поэтому для меня поезд – это обещание романтически-ностальгического путешествия. Мне всегда нравилось то, как все устроено в купе, эти верхние и нижние спальные полки, откидные столы, окна, которые открываются сверху вниз, чай в подстаканниках у проводников, покупка продуктов по ходу движения у местных бабушек… Особенно когда приближаешься к югу.
Одно из самых ярких воспоминаний – фрукты, которые высыпаются из ведра прямо на полку. И запах вагона, железной дороги, кожи, которой обтянута полка, перекрывается мощно и дурманяще запахом свежих фруктов.
Для того, кто родился и вырос в Сибири, где из-за суровости климата есть только яблоки, да и то размером не больше ранеток, со скупым, едва сладким ароматом, огромные, румяные и щедро душистые южные плоды – невероятное чудо. Это как простая и запоминающаяся мелодия – и богатая на нюансы сложная симфония.
«Хочу сделать сумасшедший тур»
– Сейчас поездом я путешествую значительно реже, потому что темпоритм моей гастрольной жизни стал совсем сумасшедшим: в день я должен прилететь, сыграть концерт и опять куда-то лететь.
Поезд теперь – это большая роскошь. Но при этом, если у меня есть возможность, в Питер я стараюсь ездить на поезде. Не в «Сапсане», а с ночевкой, чтобы можно было под стук колес попить чаю, почитать книжку, послушать музыку и просто выспаться.
Поезд вообще очень музыкантский вид транспорта: ритм, отбиваемый колесами состава на стыках рельсов, вдохновляет на создание собственной музыки.
И по Сибири тоже, когда получается, путешествую поездом. Из Красноярска в Новосибирск, из Омска в Тюмень. Надо сказать, что комфорта для меня стало гораздо меньше в современных поездах.
Дело в том, что полки в советское время в мягких вагонах были элементарно шире и длиннее, а теперь они стали уже и короче, и с моим ростом 1 метр 92 сантиметра практически невозможно уснуть в таком положении. А если у меня только шесть часов на то, чтобы выспаться и сразу идти на репетицию, пресс-конференцию, концерт, то это становится катастрофой. В этом плане романтизм путешествия поездом для меня исчезает.
– А любимые составы у вас есть?
– Состав № 1 с самого детства – это «Байкал» Иркутск – Москва. Сине-голубого, как озеро, цвета. А еще поезд «Россия» Москва – Владивосток.
Мой график расписан на четыре года вперед, но я надеюсь, что года через два смогу найти возможность воплотить в жизнь одну из своих задумок – проехать на поезде с запада на восток через всю страну.
Я не намереваюсь повторять то, что уже не первый год делает Валерий Абисалович Гергиев, который может за три недели сыграть 40 концертов в разных городах благодаря тому, что у его Пасхального фестиваля есть собственный поезд.
Однажды на Курской дуге мы сыграли три концерта в один день в трех разных городах с тремя разными программами. В Белгороде – в 12 дня, в Курске – в 16 и в 21 – в Орле.
Я хочу сделать совсем сумасшедший тур, проехав на поезде от Москвы до Владивостока весной, когда будет уже хорошая погода, солнышко.
– Что вы обычно берете с собой в дорогу?
– Это зависит от того, как долго я в пути. Если раньше мы ехали из Иркутска в Москву, то это 3,5 суток: холодильников нет, продуктов на всю дорогу никак не хватит, когда они заканчивались, мы шли в вагон-ресторан или покупали еду на станциях. Все-таки хорошие были времена.
Помните фильм «Вокзал для двоих»? Там был эпизод, когда останавливается поезд и все пассажиры выходят из вагонов и направляются в местный вокзальный ресторанчик, где можно быстро и недорого пообедать. Сейчас хорошо бы восстановить эту практику централизованно, чтобы качество не страдало. Может, в РЖД уже что-то придумали такое и я просто отстал от новостей? Но если нет, то стоит задуматься, потому что питание в дороге – дело важное.
А вообще курица в фольге, вареные яйца, котлеты, огурцы с помидорами и бабушкины тортики, которые были упакованы с собой в вагон, – это самая вкусная еда на свете. Иногда я прошу родителей даже в недолгую поездку завернуть мне с собой в фольгу курицу, котлеты, в вагоне беру у проводника чай в железном подстаканнике, сажусь за стол у окна и ужинаю, как в детстве.
Вскочить на подножку вагона
– Чем еще занимаетесь в пути?
– Сейчас все свелось к тому, чтобы выспаться. Если переезд небольшой, то очень нужно отключиться, очистить голову от лишних мыслей и тревог. Конечно, я слушаю музыку (ту, которую нужно учить, которая вдохновляет, отвлекает, мои любимые записи), смотрю фильмы, читаю книжки.
Что до общения, мне сразу вспоминаются наши путешествия в поезде со Святославом Бэлзой, наши разговоры в купе – это настоящие мини-спектакли о его встречах, воспоминаниях. Каждая фраза – как мастер-класс, острая, точная, глубокая, ироничная. Если есть такие попутчики, с упоением слушаешь каждое слово.
– Вы помните свое самое первое путешествие?
– Из Иркутска в Москву с бабушкой и дедушкой, мне было тогда пять с половиной лет. Я до сих пор помню название всех станций наизусть, могу перечислить время прибытия по тому расписанию. Я проделывал этот путь неоднократно, у меня есть и свои любимые вокзалы (например, в Новосибирске и Красноярске), есть любимые привокзальные площади.
Путешествие в поезде по нашей необъятной стране – это просто невероятное приключение. Такого же нигде нет, я спрашивал в США не раз о том, как можно из Лос-Анджелеса доехать до Нью-Йорка в купе, но никто мне не смог ответить.
– Случались ли с вами какие-то истории в путешествиях?
– Да, опасный момент был как раз в первую поездку. В двери купе есть специальная защелка, не замок, а именно защелка, которая блокирует дверь. И в тот момент, когда я эту защелку открывал, какая-то девочка пробегала мимо и со всей силы двинула дверь в сторону.
Защелка в мгновение сняла ноготь на четвертом пальце моей левой руки, как сейчас помню. Это был тихий ужас, потому что я тогда уже играл на фортепиано. Для меня это был шок и потрясение, я уже не говорю о бабушке и дедушке. Весь вагон был поставлен на уши, нашлись какие-то врачи, мне обработали палец, посыпали лекарствами, перевязали. Слава богу, все обошлось, но это был первый серьезный стресс.
Я никогда не опаздывал на поезд, но моментов, когда надо бежать по перрону и остается минута до отправления, а ты даже не представляешь, на каком пути находится состав, по морозу, гололеду, с чемоданами, ошибешься – опоздаешь, а значит, концерта на следующий день просто не будет, – было огромное количество.
К счастью, я успевал вскочить на подножку вагона в последнюю минуту, спортивной подготовки хватало.
«Безумные поступки – не для того, чтобы о них рассказывать»
– Поделитесь подробностями о программе 30 мая. Чья это была идея?
– Идея была моя. Это уже традиционный формат, который мы представляли в разных городах России, мы играем джаз, каждый раз приглашаю кого-то нового в джаз-бэнд.
В этом году это лауреаты телеконкурса «Синяя птица», который шел на канале «Россия». Это удивительное поколение, которое понимает, что такое джаз, в девять лет! Конечно, некоторые импровизации у них расписаны, но никакой скидки на возраст нет.
Это саксофонистка Софья Тюрина, баянист Ростислав Мудрицкий, на ударных Екатерина Филимонова. На концерте мы играем с ними 25-минутную фантазию на темы «Пер Гюнта» Эдварда Грига. Там и «Песня Сольвейг», и «В пещере горного короля», и другие номера…
На репетициях у ребят было не меньше всяких интересных идей, чем у нас, они равноправные участники этого концерта. Вообще это удивительные музыканты, которые растут как на дрожжах. Мы уже несколько раз играли на сцене в таком составе, и это было просто откровение.
Совсем недавно в Иркутске на Пасхальном фестивале я прямо почувствовал мощнейшую энергетику зала во время пауз, настолько они смогли эту публику покорить, очаровать, зарядить.
– А в жизни вы тоже способны на поступки, которых от вас не ждут? Какой самый безумный из них был?
– Безумные поступки на то и безумные, чтобы о них не рассказывать в интервью.
– Вы давно и регулярно проводите конкурсы среди детей и молодежи. Как вы видите: у вас талантливая смена? Сможет кто-нибудь переплюнуть Мацуева?
– Не то что сможет – должен переплюнуть! Все данные для этого есть. И Мацуева, и всех других музыкантов моего поколения и не только. У них свой путь, не надо никого копировать. Это не спорт, рекорд, поставленный кем-то ранее, не побьешь, да и не нужно этого. У них своя судьба, свое время, свое творчество.
***
«Джаз в кругу друзей» – 30 мая, БКЗ «Октябрьский» (Санкт-Петербург), 14 июня – Государственный Кремлевский дворец (Москва)
Наталья Лавринович, gazetastrela.ru