Билеты на концерт пианиста Дениса Мацуева в Красноярске закончились за два-три месяца до выступления. И для музыканта мирового уровня — это норма.
Ещё для Мацуева «норма» — не давать интервью. Но иногда он делает исключения.
Для медиагруппы «Прима» Денис выделил 15 минут из своего бешеного графика (здесь мы стоя аплодируем нашим друзьям — Красноярской краевой филармонии, за помощь). Мы начали с вопроса про современный тренд.
— Мы наблюдаем необыкновенный всплеск интереса к событиям в филармонии, люди разбирают билеты. Это только у нас так, или вы наблюдаете, что по всей России?
— Я бы назвал это «филармоническим бумом». Он идёт по всей стране. И это — главное достижением последних 15 лет. Такого нет нигде: ни в Берлине, ни в Лондоне, ни в Нью Йорке… Половина залов в России — это молодежь. Это просто прорыв, это грандиозно!
— Почему это происходит?
— Я с нескромностью могу сказать, что я приложил все усилия для того, чтобы классическая музыка не то, чтобы стала популярной (это невозможно, она никогда не будет конкурировать с эстрадой)…
Но чтобы целый пласт новых людей просто приучил себя ходить на концерты классический музыки.
— Зачем им это?
— Люди, которые первый раз попадают на концерт классической музыки, понимают, что это — настоящее, неподдельное, это будет актуально через 100 лет, через 200 лет. Классическая музыка — это просвещение, излечение, отвлечение от негативных новостей. Люди наелись ширпотреба.
То, что было последние 25 лет — это не культура. Это был обман публики, на котором делались огромные деньги, а публика отуплялась. Фонограммы и шоу-бизнес — этим травили публику 25 лет. Ни одна так называемая «звезда» из этого круга не может сейчас собрать больших залов.
— Чем отличается концерт тех «звёзд» от классического концерта?
— Поход на концерт классической музыки — это не развлечение, а работа. Работа, которая приносит счастье и вдохновение. Человек должен работать во время того, когда слушает классическую музыку, его мозг должен работать!
— Вопрос на честность. На ваши концерты часто ходят первые лица разных уровней. Как думаете, им правда интересно, или это вопрос престижа.
— Я никогда не разделяю свою аудиторию ни по национальностям, ни по классам. Я играл для всех: для президентов, для Папы Римского, для английской королевы. И выкладываюсь абсолютно также, когда в зале сидят врачи, инженеры, слесари. Для меня они одинаковы. Моя задача в том, чтобы любой человек был до конца тронут тем, что я хочу донести со сцены.
— Чем вас «тронул» Красноярск в этот приезд?
— Мне посчастливилось быть на Столбах. Я был просто восхищен! Здесь совершенно другая энергетика, свой необычайный колорит. Я обожаю Овсянку! Это мой родной регион. И Сибирь для меня — это очень близкое слово.
— А если бы Красноярск был классическим произведением, то каким?
— У меня города и места ассоциируются с той музыкой, которую я непосредственно сейчас играю. Сейчас это — третий концерт Рахманинова. Я вот смотрю на этот удивительный вид Енисея (оборачивается, смотрит на Енисей), и этот вид как нельзя кстати подходит под русскую широту в произведении. И ещё я сейчас учу тридцать первую сонату Бетховена. Первые пробы этой музыки произошли именно здесь, в Красноярске.
Вика Щапова, gorodprima.ru