В Москве стартует II Всероссийский фестиваль музыкальных театров “Видеть музыку”.
Год назад впервые прошел фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». И участники, и зрители оценили фестиваль как большое и важное событие, необходимость которого назрела давно.
Ведь музыкальный театр – огромная и самобытная планета, даже целая вселенная, и ни один театральный фестиваль не способен отразить все грани этого архипелага. Поэтому необходимость в форуме, который отразил бы все многообразие именно музыкального театра, возникла давно.
А воплотить эту идею взялась Ассоциация музыкальных театров России, возглавляемая с 2014 года художественным руководителем столичного Театра имени Наталии Сац, оперным режиссером Георгием Исаакяном.
Проект поддержало Министерство культуры, что, конечно, не только придало фестивалю статусности, но и сделало возможным сам факт прибытия в Москву театральных коллективов из дальних регионов.
Ведь логистика гастролей музыкального театра, пожалуй, самая сложная и объемная: помимо артистов и технического персонала, неотъемлемая часть любого музыкального спектакля – симфонический оркестр, что фактически удваивает артистический состав.
Из-за такой масштабной логистики долгие годы считался немыслимой роскошью приезд в столицу оперных трупп из Сибири, Алтая, Якутии, да, что говорить, даже из Екатеринбурга и Уфы. А на первом фестивале «Видеть музыку» выступления театров из всех этих регионов стали возможны.
География второго фестиваля «Видеть музыку» не меньше. Санкт-Петербургский детский театр «Зазеркалье» представит классику (оперу «Кармен» Ж. Бизе), а «Музыкальный театр Карамболь» из северной столицы порадует столицу двумя мюзиклами.
Для московских гастролей в рамках фестиваля выбран знаменитый мюзикл «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, а также специально созданный для этого театра спектакль на музыку Ирины Брондз и либретто Николая Голя – «Гадкий утенок».
Передвижной камерный «Живой театр» из Екатеринбурга привезет в столицу веселые и современные музыкальные спектакли Александра Пантыкина: поставленный специально для детей «Хныка и Гыка» и также рассчитанный на самых маленьких зрителей мюзикл «Мышонок Криспи».
Московский детский театр под руководством Геннадия Чихачёва исполнит уже давно полюбившийся зрителям детский мюзикл «Тарзан. Love story» на музыку Владимира Качесова.
Горячо любимую зрителями уже несколько сезонов постановку представит и Новосибирский театр музкомедии, который привезет в Москву мюзикл Александра Журбина «Восемь любящих женщин».
Мюзикл войдет и в программу московских выступлений Алтайского театра музкомедии. Коллектив покажет москвичам спектакль «Ползунов» на музыку Евгении Терёхиной, ставший одной из последних нашумевших премьер театра.
А второй постановкой Алтайской музкомедии станет знаменитая оперетта «Сильва» И. Кальмана. Эту постановку можно будет сравнить с еще одной «Сильвой» – привезенной Иркутским музыкальным театром имени Н. М. Загурского. И возможность такого сопоставления разных постановок одного и того же репертуара увлекательна и для зрителей, и тем более для профессионалов.
Классическим операм и опереттам посвящена значительная часть фестивальной афиши. И, как показывает опыт первого форума, именно классические оперные постановки вызывают наибольший интерес широкой публики.
Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представит свою постановку оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта. А вторым спектаклем в программе выступлений этого театра станет настоящий раритет: редко звучащая на отечественных подмостках опера Бриттена «Поругание Лукреции».
К классике обратится и Краснодарское творческое объединение «Премьера» имени Л. Г. Гатова, артисты этого театра исполнят оперу «Севильский цирюльник» Дж. Россини. А Бурятский театр оперы и балета вместе с «Балом-маскарадом» Дж. Верди привезет в Москву колоритный и необычный балет «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова.
Эта постановка по мотивам бурятского фольклора давно стала визитной карточкой театра, классикой отечественного балета и одной из самых самобытных постановок российской балетной школы, вошедшей в историю советского балета.
Еще одним несомненным раритетом станет опера «Кавказский пленник» выдающегося русского классика Цезаря Кюи, которую исполнит Красноярский театр оперы и балета, и эта редкая постановка завершит фестиваль 14 ноября.
Как и в 2016 году, в программу Второго фестиваля «Видеть музыку» будут включены и спектакли московских театров. Подробная программа уже выложена на сайте фестиваля, а мы попросили его инициатора, Георгия Георгиевича Исаакяна прокомментировать будущие события.
– Итак, второй фестиваль. Все ждут, какими новациями удивите?
– Проект изначально задумывался как ежегодный, а это означает, что у него есть некая стабильная матрица, способная к саморазвитию. Мы задали маршрутную карту и теперь движемся вперед.
Новостей, на самом деле, немало. Начнем с того, что далеко не все члены Ассоциации музыкальных театров приняли участие в прошлом году, и теперь нам предстоит встреча и открытие театров из самых разных регионов и городов – Алтая, Красноярска, Екатеринбурга…
В этот раз мы действуем совместно с Биеннале театрального искусства. В частности, в рамках программы «Уроки режиссуры» мы будем проводить цикл встреч «Режиссерские чтения: диалоги об опере».
Долго выбирали название, сознательно избегая определения «мастер-класс», подразумевающего несколько иной формат. Мы же хотим проводить встречи-беседы, адресуя их и профессиональному сообществу, но и прежде всего студентам театральных вузов. Чтобы ребята смогли поближе увидеть и яснее представить специфику профессии «режиссер музыкального театра».
– Что-то вроде творческой встречи?
– Нет-нет. Никаких рассказов о творческом пути и перечислении достижений. Я вообще считаю, что творческая встреча с режиссером должна происходить в театре: зритель приходит, смотрит спектакль и «считывает» его послание. Чтения – узкопрофессиональный формат. Кто-то из коллег выступит соло, другие – в диалоге друг с другом. Главное, что аудитория сможет задать вопросы, то есть будет обратная связь, диспут, общение.
– Вы в свою очередь берете «под крыло» творческую лабораторию «КоOPERAция», которая стартовала в мае в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Что вы ждете от этого проекта?
– Суть его в том, что должен сложиться тандем между драматургом и композитором. Там восемь пар, и к сентябрю они должны были написать мини-оперы длиной не более 14 минут для трех солистов и камерного ансамбля. Теперь пройдет второй этап знакомства с результатом такой «кооперации».
В Москве начала работу лаборатория молодых композиторов и драматургов
– Останется ли система прошлого года, когда каждый театр мог привезти любое количество спектаклей?
– Да, хотя таких масштабных гастролей, как получилось на прошлом фестивале у «Зазеркалья», к сожалению, не будет. Театры привезут две, максимум, как «Санктъ-Петербургъ Опера», три постановки.
– В прошлый раз неожиданно «выстрелила» работа Башкирского театра оперы и балета, спектакль «Геркулес» в вашей постановке, где зажглась и звезда Диляры Идрисовой. Вы, зная весь расклад фестиваля, можете предсказать открытие этого года?
– Мы совсем не предполагали, что продукция Башкирского театра так поразит и публику, и профессиональное сообщество.
Напротив, готовились к критике, даже к усмешкам, и не ожидали, что спектакль по не самой популярной оратории Генделя так примут. И что театр привезет его еще раз в Москву и выиграет спецприз «Золотой маски», отметивший и Диляру, и потенциал всей труппы во главе с главным дирижером Артемом Макаровым.
Свет в конце сезона. Баланс интересов в оперных итогах “Маски”
Я бы еще назвал из открытий Первого фестиваля восхитительный «хоровой балет» Свердловской музкомедии, интереснейшие спектакли из Иркутска и Кузбасса, «Волшебную флейту» Петрозаводского оперного театра, также оказавшиеся сюрпризом для столичных театралов и меломанов и вызвавшие множество положительных отзывов.
Заранее ничего прогнозировать невозможно: дело и в контексте, в который попадают спектакли, и в качестве конкретного исполнения… Более того, не хотел бы никого выделять заранее, чтобы не получилось, что есть «главное блюдо», а остальные участники – гарнир к нему.
Это в корне неверно. Для нас важна полнота всей региональной картины, мы хотим «увидеть страну», что заложено и в названии фестиваля: «Видеть музыку».
Эта многозначная фраза из беседы Стравинского и Баланчина неожиданно «отразилась» и в других событиях фестиваля. И в подходе к работе с материалом, который продемонстрирует в рамках фестивальной программы проект Эндрю Лоуренса-Кинга – Академия старинной оперы Opera Omni, – ведь то, что получится с «Ариадной» Монтеверди, оперой, фактически не существующей (сохранилось буквально 2–3 фрагмента), – как раз отражает взгляд артистов, их свободную фантазию на тему, каким могло бы быть это сочинение, попытку «увидеть невидимое»…
И в «Упражнениях и танцах Гвидо», открывающих фестиваль, – это ведь размышления об истории и жизни Музыки…
– В афише сезона Театра имени Сац анонсирован балет «Аэлита» по Алексею Толстому. Вы берете такие взрослые сюжеты, пытаетесь вписать их в контекст идеологии вашего театра. В чем смысл – в желании идти в ногу со временем, предлагая нашим рано взрослеющим детям что-то актуальное для них, или в изменении концепции театра?
– Вы правы, что дети сейчас гораздо более «продвинутые» благодаря раннему доступу к гаджетам, интернету, где они, ища безобидные мультики, случайным кликом могут попасть на сайты, где их ждет подчас сугубо «взрослая» информация… Но менять концепцию театра я не собираюсь: мы занимаем уникальную нишу, так как нигде в мире нет театра подобного нашему.
Правильность пути в каком-то смысле нашла подтверждение в факте получения престижной международной премии «Opera Awards» в мае этого года. А что касается взрослых сюжетов – то и «Маскарад» по драме Лермонтова, вышедший в конце сезона, и «Аэлита» – произведения, входящие в школьную программу, рекомендованные к чтению в подростковом возрасте. Кроме того, выбор «Аэлиты» связан с потребностью порефлексировать на тему мистических дат 1917–2017.
– Верно, мы ведь сейчас живем как раз в эпоху «Аэлиты»!
– Получается, что так. Ведь людям в 1917 году рубеж 2000-х казался чем-то недосягаемым, а у Оруэлла уже «1984» год был временем невероятных фантастических изменений. А мы уже – современники Аэлиты.
– Будем ждать, каким вы покажете этот мир. Вы упомянули премию «Opera Awards», расскажите подробнее об этом событии, тем более резонансном, что вас наградили в момент, когда политический климат в Европе не слишком благоприятен для России…
– Процитирую фразу одного своего европейского коллеги – «культурные мосты сжигаются последними». Это глубокая мысль: ведь если разрушаются культурные связи, то это уже конец, дегуманизация, расчеловечивание оппонента, война.
И, видимо, просветительские достижения театра последних лет, его неповторимость, о которой я говорил, смогли «перевесить» идеологические аргументы. Значение присуждения премии становится еще весомее, если учесть, что мы были в компании таких «грандов», как берлинская Комише Опер и Глайндборнский фестиваль. Голосовало более 20 интендантов крупнейших мировых театров и фестивалей, и их признание дорогого стоит.
– А есть ли еще подобные международные премии: вы не собираетесь закрепить успех?
– У меня нет цели «гоняться» за наградами. Участие в «Opera Awards» произошло случайно: пришло по рассылке приглашение, мы заполнили и отправили пакет документов, и забыли об этом. Все получилось само собой. У меня всегда вызывала улыбку фраза: «надо сделать “масочный’’ спектакль». Просчитывать будущие премии, мне кажется, – не стоящая трата сил, уверен, что награды приходят только за выстраданные вещи.
Евгения Кривицкая, “Музыкальная жизнь”