На сцене Александринского театра состоялась премьера оперы Давида Тухманова «Царица».
В партии юной Екатерины блистала Мария Максакова, лауреат оперных конкурсов, одна из ведущих солисток «Геликон-оперы».
Дочь знаменитой театральной актрисы, народной артистки России Людмилы Максаковой, и внучка оперной примы Большого театра, народной артистки СССР Марии Максаковой, с успехом чередует оперные партии с ролями в кино.
В ее послужном списке роли в фильмах «Сибирский цирюльник», «К славе», «Воротилы», «Савва», «Фотограф».
-Мария, вы всегда с таким трепетом рассказываете о своей династии!
– Это одна из традиций нашей семьи. Они для нас святы. Мама сохранила обстановку в доме абсолютно такой, какой она была при жизни бабушки. В театре «Геликон-опера» мы отмечаем дни рождения Максаковой-старшей, вспоминаем ее репертуар. Бабушка написала книгу о своем пути в искусстве – она для меня настольная.
После рождения сына и дочери мой голос стал ниже. Теперь у меня высокое меццо. Именно таким был регистр бабушкиного голоса. Для меня это важно. Я до сих пор учусь по ее записям.
– То есть вы совсем не жалеете, что у вас изменился голос?
– Перемены не сказались на диапазоне, он остался прежним, просто окрас голоса приобрел более густую составляющую.
– Вы однажды сказали, что мама не сразу признала в вас продолжательницу театральной династии…
– Действительно, ее признание было непростым, но для меня это стало хорошим стимулом. А с мамой мы ладим. Она специально приезжала в Петербург на премьеру «Царицы». Сказала, что получился очень яркий, эффектный спектакль.
– В опере Тухманова на сцену выходят сразу три Екатерины – актрисы разных возрастов. К тому же подготовлено три состава солисток… Не боитесь сравнений с другими оперными дивами?
– Я не североамериканский доллар, чтобы всем нравиться. Однажды провела эксперимент: позвала на свой сольный концерт в Москве всех, кого знала, чьим мнением дорожила. Потом попросила высказаться. И если бы хоть раз мнения совпали. И я поняла, что надо делать то, что нравится самой, возможно, понравится кому-то еще. А всем сразу не угодить.
– Правда, что ваш муж впервые увидел вас на сцене и сразу влюбился?
– Он увидел меня впервые на телеэкране в программе «Пока все дома», потом стал ходить в театр, искать общих знакомых, чтобы познакомиться. Я не люблю знакомств с поклонниками и на контакт не шла. Тогда он устроил многомесячную осаду и так трогательно ухаживал, что я сдалась… О чем ничуть не жалею. У нас замечательные сын и дочь.
– Ваш сын Илья продолжит династию Максаковых?
– Все к тому идет. У него абсолютный слух. С удовольствием учится в Центральной музыкальной школе. Мама там училась, я тоже. И я привела его к своим же педагогам, но это не назовешь протекцией – дальше за него никто не будет ничего делать. К счастью, Илья учится с удовольствием.
– Вы очень дружны с оперной примадонной Анной Нетребко…
– Раньше, когда она жила в России, часто встречались. Теперь реже видимся. Аня – потрясающая личность. Сколько внимания она привлекла не просто к себе и своему творчеству, а к опере! Опера с ее легкой руки становится любимым жанром, а не какой-то экзотикой… У нас голоса разные, и поэтому репертуарные пересечения едва ли возможны.
Но все равно учусь у Ани, слушая ее записи. Я не считаю зазорным восхищаться и учиться у коллег.
– Вы снялись уже в пяти художественных фильмах. Будете продолжать карьеру драматической актрисы?
– Ну какая это карьера? Просто я росла в доме драматической актрисы, это все в меня как-то проникло. Но не больше… В одной из 16 серий «Фотографа» режиссера Ольги Субботиной я играю роль певицы. В ролях также заняты Валерий Николаев и Катя Гусева. Каждая серия представляет собой законченную историю.
– Если вы готовы к экспериментам, не думали попробовать петь джаз, какой-то эстрадный репертуар?
– Когда артист уже состоялся и его статус неоспорим, наверное, можно позволить себе какие-то вольности. А пока рискованно. Академическое искусство требует самоотдачи. Опера – это моя жизнь, а все остальное уже на потом, после оперы.
Александр Гаврилов, “Аргументы недели”