Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко начинает 98-й сезон.
Его руководитель Антон Гетьман рассказывает о творческих планах коллектива. Кадровые изменения в «Стасике» произошли экстренно, на излете прошлого сезона.
Ставший новым генеральным директором Антон Гетьман до этого 14 лет прослужил замдиректора Большого театра.
— Антон Александрович, вы легко согласились на новое назначение?
— Для меня предложение возглавить Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко было довольно неожиданным. Я ответственно, но быстро подумал и с благодарностью его принял, отдавая себе отчет в том, что такой шанс выпадает один раз в жизни.
Для меня это большой человеческий и профессиональный вызов и громадная личная ответственность.
— В свой первый театр, Малый драматический в Ленинграде, вы поступили работать сразу после школы в 1981 году и прошли путь, меняя коллективы, от радиста и монтировщика сцены до директора московского театра. Что для вас есть работа в театре?
— Как сказал великий итальянский режиссер Джорджо Стрелер, «Театр — это неотвратимость коллективного труда. И результат работы в театре никогда не будет принадлежать кому-то одному».
Я принципиально придерживаюсь этой позиции и очень рассчитываю на помощь, поддержку и знания всех сотрудников коллектива. Я человек в театре новый, и, естественно, сейчас мне немного трудно, но я осваиваюсь и попробую реализовать все те знания и любовь к театру, которые у меня есть.
— Что для вас сегодня самое главное на новой должности?
— Правильно выстроить приоритеты стоящих передо мной задач. Сейчас для меня главное — открыть сезон, разобраться с текущей работой и, конечно, бюджетом на 2017 год, который с Департаментом культуры мы начнем обсуждать буквально через три недели. Он требует не только согласования, но и уточнения.
Однако я ничего не стану ломать и взрывать в театре. Все те обязательства, что театр взял на себя ранее, будут выполнены в полном объеме.
Те планы, что еще не оформлены документально, будут подвергнуты анализу, прежде всего финансовому. Идеи относительно 99-го и 100-го сезонов сегодня существуют, я бы сказал, в устном формате. И моя задача вместе со всеми творческими коллективами театра — оперой, балетом, оркестром — формализовать их как можно быстрее, чтобы к началу весны мы бы могли об этом уже объявить официально.
— А на что будут потрачены полмиллиарда рублей, что выделено Департаментом культуры в преддверии столетия театра?
— Это целевые деньги, предназначенные в основном для обновления сценического оборудования. За 10 лет, что уже минули с того момента, как театр открылся после грандиозного ремонта, технология шагнула настолько сильно вперед, что ныне технико-сценические возможности театра не отвечают пожеланиям современных режиссеров и сценографов, идущих в ногу с научно-техническим прогрессом, который, как известно, не остановить.
— Что еще в театре требует перемен?
— Структура управления. Надо точно оценивать творческую целесообразность и финансовую эффективность наших творческих желаний и возможностей.
— Вы не скучаете по Большому театру, где проработали более 14 лет?
— Не скучаю, потому что я продолжаю бывать в Большом театре практически каждый день. Продолжаю передавать дела своим коллегам и по-прежнему курирую некоторые проекты, которые я начинал.
— В 2013 году Большой театр возглавил экс-директор МАМТ Владимир Урин. Теперь вы из Большого пришли на его место. Отныне взаимоотношения двух коллективов будут еще более «родственными»?
— Большой театр — императорский. И масштаб там соответствующий, начиная с бюджета, количества людей и заканчивая творческими целями.
В этом театре все меньше, поэтому здесь легче возникает между людьми химия человеческих отношений. Большой и Музтеатр — это два абсолютно разных театра. И, на мой взгляд, у них должны быть и разные творческие пути: художественные приоритеты и стратегия развития. Но отношения между людьми, коллегами из двух театров, полагаю, они, как и раньше, останутся искренне дружескими.
— Чего вы сами себе желаете на новом месте работы?
— Всем желаю здоровья, терпения и творческого куража. Надеюсь, у нас все задуманное получится.
***
В своем 98-м сезоне МАМТ покажет три оперные премьеры. «Пиковую даму» Чайковского, постановку которой осуществляют режиссер Александр Титель, художник Сергей Бархин и дирижер Александр Лазарев, представят публике уже 6 ноября.
Следующая премьера запланирована на март. Она объединит ораторию Стравинского «Царь Эдип» и одноактную оперу Бартока «Замок герцога Синяя Борода». Режиссером будет Римас Туминас, а за дирижерский пульт встанет Феликс Коробов.
Кроме того, на Малой сцене театра в январе состоится мировая премьера современной оперы. Композитор Александр Журбин попытается разгадать «Метаморфозы любви».
Мария Бабалова, “Вечерняя Москва”